Новости культуры российских регионов
27 ноября 2013
Центр

Полет нормальный!

В Лисках прошел областной фестиваль детских и юношеских театральных коллективов «Синяя птица».

Она, «Синяя птица»,  прилетала на наши черноземы уже в седьмой раз. Символ неуловимой удачи и призрачного (потому как – неземного) счастья стал названием театрального  фестиваля, представляющего   детское  и юношеское  сценическое творчество, с полным на то основанием.

В этом убедил лискинский праздник, получившийся именно праздником: настроенчески приподнятым, насыщенным, плодотворным. И, что немаловажно, прекрасно организованным; отдельная  за то  благодарность  Воронежскому областному  центру  народного творчества и  администрации Лискинского муниципального района. А также –   департаменту культуры и архивного дела, поддержавшему  фестиваль. 

Принц, но не датский

В советское время  широко бытовала такая форма  культурного обмена между подразделениями сферы  как смотр-конкурс. С понятными оговорками можно «приспособить» это определение и к «Синей птице»: фестиваль нынешнего года показал  12 спектаклей, вывел на сцену более полутора сотен юных артистов. Оценивать их работу было призвано не только жюри под председательством художественного руководителя  Воронежского государственного театра юного зрителя, заслуженного деятеля искусств РФ Александра  Латушко. Зрительный зал, не пустовавший оба фестивальных дня, «голосовал»  аплодисментами, и недостатка в них не было.

Открыл фестивальную программу самый авторитетный  из любительских театров, который давно и по праву считается почти профессиональным – РАМС  из Россоши, представленный детской и молодежной студией. Россошанцы показали «Маленького принца» по одноименному произведению Экзюпери в постановке Галины Хунгуреевой. Спектакль получился довольно  громоздким и в какой-то мере эклектичным – с хроникальными видеовставками и даже… монологом Гамлета под занавес! «Быть иль не быть?», – вопрошает Маленький Принц, и воспринять эти странные в данном контексте  размышления как откровение получается не очень. Каждому персонажу – свое. Особенно, если его придумал гениальный Экзюпери. Текст которого не просто  самодостаточен – принципиально минималистичен. И в украшательствах не нуждается; на большую, относительно той, что заложена в первоисточнике, глубину «добавки» не сработают. А нарочитое морализаторство и вовсе имеет эффект, обратный желаемому.

Как всегда, порадовал РАМС мощным световым оформлением спектакля, постановочными находками и выразительной актерской работой.  Речь о Василии Гребенщикове, исполнившем роль Лиса – пластично, колоритно, функционально. Неплох был и Коля Смирнов, исполнитель главной роли. Но отыграть с должным качеством предложенный драматургический материал ребенку просто не под силу. 

От Чуковского до Бредбери

«Маленький принц» получил фестивальный диплом «За художественный образ спектакля». А показанный следом «Тараканище» по произведениям Корнея Чуковского оказался лидером в своей группе –  завоевал награду в номинации  «Лучший детский спектакль». Сыграл его театр миниатюр «Балаган» села Гремячий Колодезь Семилукского района, руководит которым Елена Петрова. Она «Тараканище» и поставила – со вкусом и толком. Получилось живое, динамичное действо, полное  озорства, непосредственности и, вместе с тем, выверенное до штриха. Я, честно говоря, не удивилась, узнав, что Елена Петрова – учитель математики; ее спектакль рационально рассчитан до тонкостей. А детки эти тонкости великолепно освоили; не припомню случая, когда дипломы областного фестиваля за актерские работы получали все участники спектакля. Тут же – произошло, и поделом! Ребята отлично смотрелись в ансамбле при том, что были индивидуально интересными.

К сожалению, не порадовала образцовая театральная студия «Левый берег» из Воронежа, представив совсем слабый спектакль «Принц и чудовище» по пьесе Тыщука. А вот «Принцесса и свинопас» Андерсена детского театрального коллектива лискинского ДК в постановке Маргариты Повышевой удостоилась  диплома «За художественное воплощение». И познакомила публику с очень органичной  «принцессой» – исполнительницей главной роли Юлией Вазенмиллер. Похоже, в Лисках зажглась новая звездочка, одаренная и драматически, и хореографически, и вокально.

Не особо впечатлило «Лекарство от меланхолии» по пьесе Бредбери бобровской студии  «Лира» – получилось, по большому счету, много шума из ничего. Зато финал первого дня вышел ударным – благодаря стараниям молодёжного театра «Фэриартос» Дома детского творчества из Нововоронежа. Руководитель Светлана Попова поставила «Маленькие трагедии» Пушкина – не банально и не попсово.

Все возрасты покорны

Объединенные одной постановкой «Каменный гость» и «Пир во время чумы» естественным образом  перетекли друг в друга –  при  том, что решены в разных стилистиках, подчеркнутых  и костюмами, и хореографией, и прочими средствами сценической выразительности. Тщательная  проработка актерских «партий» – каждый знает задачу, которую надо решить в тот или иной момент. Музыкальное оформление, освоение пространства сцены –  все на уровне. Результат – безоговорочная победа в номинации «Лучший юношеский спектакль». Которая тем почетней, что далась вопреки, а не благодаря: на обсуждении работы нововоронежцев Светлана Попова рассказала, что на зрителе они играли «Маленькие трагедии» лишь в третий раз. Потому как своей сцены у театра нет; костюмы, декорации делаются практически «вслепую» – без  прицела  на конкретную  площадку. Вот уж правда – талант всегда найдет, где и как  проявиться. Благо, режиссеру есть, на кого опереться: жюри отметило очень перспективных актеров, сумевших выделиться даже на общем «крепком» фоне – Д. Исаева, К. Середу, Н. Луценкову.

Второй день фестиваля начался тоже с приятного – спектакля «Чудесная поляна» Нины Гернет народного  театра кукол «Бобренок» из Боброва. Непритязательная, простенькая   «кукольная» история, получившая   приз «За интерактивное общение со зрительным залом», с первых «тактов» обратила  в свою «веру» несовершеннолетнюю публику. И та вовсю игралась – забавным хором  диктовала героям  линию поведения.

«За новаторское режиссерское решение» отмечен воронежский театр-студия «На Пушкинской», показавший «Праздник непослушания» Сергея Михалкова в постановке Татьяны Сезоненко. Новаторство его в том, что руководитель привлекла к делу родителей маленьких артистов – и те вышли на сцену  вместе со своими  чадами. Получилось весело и поучительно; эдакий публичный  воспитательный жест…

«Муха-Цокотуха» по Чуковскому острогожской студии «Золотой ключик» (руководитель Николай Ребриков) премирована «За освоение жанра мюзикла». А камерная композиция «Любовь к родине или путешествие воробья» по рассказу Андрея  Платонова, трогательно исполненная  воронежской студией «Персонажи» ДШИ №6 (руководитель – Ирина Сисикина), награждена «За обращение к жанру литературного театра».

Россошанская  аномалия

Главным разочарованием – до потрясения со знаком «минус» – стал спектакль «Каменный гость» молодежного  театра из Новой Усмани (руководитель Елена Куликова). Случай тот, когда нечего обсуждать. Жалко было не только Пушкина  (которого не было). Но и ребят, занятых в этом пустом, раздражающий полным режиссерским бессилием  сочинении: им никто не объяснил, чем запредельная безвкусица отличается от искусства. Старались, бедные, механически проговаривали непростой  текст – а ради чего? Ради того, чтобы жюри полезло за валидолом?..

Сполна искупил наши муки завершающий фестиваль спектакль «Дикие» по пьесе Синакевича, представленный, опять-таки, россошанцами – театральным отделением детской школы искусств. Режиссер Вера Алексеенко сумела так мудро и вместе с тем просто (не с постановочной точки зрения, но – идеологической) выстроить свое замечательное произведение, что ее творчество – иному маститому режиссеру наука. Столько по-настоящему художественных находок – неожиданных, «говорящих» – столько такта и меры в подаче образов, вылепленных грамотно и изобретательно!  Гран-При «Синей птицы» – у спектакля Алексеенко, заставившего зал плакать. И, кроме всего прочего, открывшего фестивальному миру удивительную актрису Викторию Росинскую, сыгравшую роль Мамы Утки. Браво, Вера Алексеенко и ее питомцы!

В целом нынешняя «Синяя птица», полет которой получился более чем нормальный, заметно превзошла предшественниц  внешним видом и внутренним содержанием. И есть все основания  надеяться, что впредь отрадная тенденция не только сохранится, но  и усилится.