Новости культуры российских регионов
22 ноября 2013
Поволжье

Старт Самарской литературной биеннале

Первым событием биеннале стал Международный фестиваль литературно-мемориальных музеев «В дом собираются гости».

«Домом» был Самарский литературный музей, «хозяином» – Алексей Толстой, гостями – писательница Татьяна Толстая и представители музеев Максимилиана Волошина, Бориса Пастернака, Михаила Булгакова и самого Толстого.

Вокруг Толстого

Проект литературной биеннале в Самарском литературном музее вынашивали давно. По замыслу музейщиков фестиваль должен соединить самые разные форматы работы с художественным словом – как современные, так и традиционные. Такой синтез традиций и инноваций предполагает программа первой биеннале, включающая два фестиваля – музейный фестиваль «Дом встречает гостей», завершившийся в выходные, и фестиваль современной драматургии «Левановка», который стартует в музее в эту пятницу.

«Замысел фестиваля родился у меня в музее-квартире Михаила Булгакова в Киеве, - рассказывала директор Самарского литературного музея Людмила Савченко. – Мы пили чай на недавно отреставрированной террасе и я подумала, что здорово было бы собрать вместе несколько домов-музеев и показать, как по-разному они работают с наследием писателей, которым они посвящены, с самим местом, в котором они расположены, с городским сообществом. Помогли замыслу фестиваля осуществиться городской департамент культуры и Международный центр развития культуры в Самарской области.

Программа фестиваля включала презентации музеев-участников фестиваля, круглый стол «Алексей Толстой. Продолжение…» и встречу с писательницей Татьяной Толстой. Музейную часть фестиваля начал московский музей-квартира А.Н. Толстого в лице его заведующей Инны Андреевой и ведущего научного сотрудника Аллы Безруковой. Богатейшая коллекция музея позволяет рассказать о многом, и в первую очередь, об оригинальном творческом методе Толстого, который пользовался своими сокровищами, чтобы максимально ясно «увидеть» то, о чем он писал. В арсенале музея есть и другие способы устроить посетителям максимальное погружение в мир писателя – например, с помощью проекта «Театр в музее», уже несколько лет создающего оригинальные спектакли по произведениям русских классиков. Два из них были показаны в Самаре.

«Повесть о многих превосходных вещах», показанная на сцене театра «Самарская площадь», составлена из текстов Алексея Толстого и его жены Натальи Крандиевской. Соединяя самые разные музыкальные жанры, театр удивительно тонко решил одну из самых трудных задач – показать неоднозначность характера писателя. Ни рыцарем, ни мучеником за идею Толстой не был – но без этого свойства души не было бы ни толстовского юмора, ни объемных характеров его героев. И вот так – в жанре трагикомедии, парадоксальным образом соединяя трезвый безжалостный взгляд и восхищение талантом писателя, театр и подошел к своему герою.

Мифологические коды

«Я чувствую Алексея Николаевича изнутри, понимаю, как он кладет фразу, могу ее за него дописать, - рассказывала Татьяна Толстая о своем восприятии творчества деда. – Видимо, это передается генетически».

Известная писательница и телеведущая никогда не испытывала необходимости привлекать к себе дополнительное внимание, играя роль «внучки Толстого», но тем интереснее показалась возможность посмотреть на нее в этом амплуа.

Действительно, многое показалось очень узнаваемым: толстовский юмор и любовь к сочной фразе и (возможно, самое интересное) - толстовская способность слышать и чувствовать мифологический пласт народного сознания. Зал театра «Самарская площадь» (там проходила встреча с Толстой) буквально лежал от смеха, когда писательница рассказывала истории, иллюстрирующие действие этих «мифологических кодов». Впрочем, по мнению Татьяны Никитичны, пока нашим обществом управляет исключительно мифология, а не рациональное мышление, трудно надеяться на перемены к лучшему. Как из этого заколдованного царства выбраться, она, как показалось, сама не знает. Многих зацепила мимоходом сказанная Толстой фраза: «Книга сама по себе не учит мыслить, как раз об этом я и написала роман «Кысь». Увы, спорить с Толстой нет смысла – многие механизмы культуры в современной обстановке действительно работают вхолостую, не затрагивая мышления человека, воспитанного Интернетом и телевизором. Общество оказывается перед выбором – либо мучительно пересматривать базовые понятия, либо бороться за соблюдение ритуалов, в которые, по большому счету, никто не верит. Музеям, конечно, тоже приходится пересматривать многие ставшие привычными аксиомы - и об этом на фестивале не раз говорилось.

Четыре дома

Итак, фестиваль «Дом встречает гостей» заманил в Самару четыре музея: музей-квартиру Михаила Булгакова в Киеве, дом-музей Максимилиана Волошина в Коктебеле, дом-музей Бориса Пастернака в Переделкино и музей-квартиру Толстого в Москве. Содержательной показалась уже сама возможность увидеть эти пространства в один день (пусть и в виде презентаций) – и понять, насколько они разные. Конечно, эта разность ярко характеризует не только художников, которым они посвящены, но и сотрудников их музеев, ищущих новые способы представить их творчество публике.

Впечатлило упорство, с которым музей Волошина (о нем рассказывала научный сотрудник музея Светлана Клепс) постепенно меняет пространство всей Коктебели – сдвигая с площади ларьки, проводя общегородские праздники, собирая вокруг себя дома других близких Крыму писателей и поэтов – Грина, Цветаевой, Паустовского… Музей Булгакова в Киеве (представляла его научный сотрудник Ирина Воробьева) заворожил эстетизмом и оригинальностью мероприятий для относительного небольшого круга людей – но именно они создают музею марку, притягивая более широкие аудитории и финансовые возможности. Наконец, заведующая музеем Бориса Пастернака Ирина Ерисанова показала, как над аскетичной обстановкой дачи поэта сотрудники музея с помощью программ и экскурсий надстраивают целую феерию связей, рифм и параллелей – с творчеством и жизнью других поэтов, художников и музыкантов, с другими важными для поэта местами и странами.

В общем, как согласились участники первого в Самаре музейного фестиваля, у этого оригинального формата есть перспективы. А программу биеннале в эту пятницу продолжит фестиваль «Левановка». Примут в нем участие известный драматурги Юрий Клавдиев, Михаил и Вячеслав Дурненковы, драматург и режиссер Герман Греков, эксперт «Золотой маски» Кристина Матвиенко…

 

 

Людмила Савченко, директор Самарского литературного музея:

- Мне кажется, идея музейного фестиваля оказалась очень увлекательной. Представители нескольких музеев говорили о готовности в будущем принять такой фестиваль на своих площадках. Встреча с Татьяной Толстой очень обогатила событие и дала нам новые направления для работы. Сейчас идут переговоры с другими представителями рода Толстых (например, с внуком писателя, Иваном Толстым), об их приезде в Самару – для нас это общение очень важно. Наконец, события фестиваля дали импульс для новых контактов и проектов, стали серьезным поводом для размышлений о том, куда вообще сейчас движутся литературные музеи. Важно, что оценивая это движение, мы поняли, что не только не отстаем от коллег, но даже в чем-то идем в авангарде.

 

Инна Андреева,  заведующая музеем-квартирой А.Н. Толстого в Москве:

- За этот год я уже третий раз в Самаре и очень рада углублению сотрудничества с самарским музеем. Этот фестиваль – хорошее завершение юбилейного для Алексея Толстого года. Вообще фигура этого писателя очень важна для нашего времени. Толстой актуален своей мажорностью, способностью во всем видеть позитив, любые ситуации поворачивать в конструктивное русло. Он не любил концентрироваться на негативе. Еще более интересен метод Татьяны Толстой – она в самых грустных ситуациях обнаруживает комическую сторону, передает их так, что на первый план выходит наслаждение от языка, восхищение иррациональной красотой жизни. Думаю, это очень нужные нам сейчас способности.