Новости культуры российских регионов
19 ноября 2013
Сибирь

Вокруг света за двести картинок

Открылась выставка Василия Кравчука «На одной планете».

Василий Кравчук – художник на свой лад уникальный. Его индивидуальная манера живо напоминает середину прошлого века. А все, что последовало за этой безмятежною эпохой – «суровый стиль» 1960-х, фотореализм 1970-х, соц-арт 1980-х, эклектика 1990-х,  – его как бы не коснулось. Подобная верность однажды выбранному направлению не может не вызывать почтения.

Нынешняя выставка, приуроченная к 65-летию художника, производит именно такое впечатление. Она называется «На одной планете» и занимает все экспозиционное пространство кемеровского Дома художников – четыре зала на двух этажах. 

Излюбленные техники Кравчука – рисунок пером, гуашь и пастель. Излюбленный жанр, если речь не идет о книжно-журнальной иллюстрации, - пейзаж, идет ли речь о сибирской природе или экзотических странах, от Испании до Индии. Пейзажи и составляют основное содержание выставки: о книжной графике напоминает только небольшая витрина с миниатюрными изданиями, портреты развешаны в одном небольшом зале, но о них речь впереди.        

Название прекрасно отражает основной пафос выставки. Художник Кравчук изъездил если не всю планету, то изрядную ее часть: побывал в Испании и Франции, Бельгии и Голландии, Германии и Польше, Индии и Мексике, не забыл и места, с которыми связана его юность и зрелость – Украину, Узбекистан, Сибирь. И представил нам творческий отчет в своей обычной простодушной манере, запечатлевая виды самые хрестоматийные: собор Гауди, музей Дали, пирамиды Лувра. Пройдешь чуть дальше –  Страсбург с фахверком, Амстердам с каналами, Эйфелева башня с клошарами…

Идет ли речь о Египте – налицо верблюд и пирамиды. О Мексике – джунгли и пирамиды. Об Индии – храмы и пирамиды. «На свете все одно и то же», - как бы говорит нам художник, запечатлевая  в совершенно одинаковой манере: пастелью – суровую Сибирь и знойную Мексику, гуашью – хмурую Варшаву и жаркий Самарканд, тушью и перышком – Колизей в Риме и собор в Люксембурге. Излюбленная манера графических листов, с выделением центрального фрагмента в рамке, иногда увеличенного, лишь подчеркивает это однообразие: этот прием Кравчук использует уже лет двадцать.   

Что ж, этот пафос, безусловно, имеет право на существование: а что вы хотите, глобализация. Собственно, на этой выставке художник нам, похоже, намеревался приоткрыть собственную творческую кухню, показав эскизы и путевые заметки: кто-то в путешествиях фотографирует, а он вот рисует без устали, этим и интересен. Но манера подачи этому никак не способствует: все эскизы педантично обрамлены и сведены в аккуратные циклы, даже почеркушки фломастером на бумажках с логотипами из отелей Мадраса, Бомбея и Нью-Дели оформлены как законченная графическая серия.

Это впечатление до некоторой степени разрушает только портретная галерея в отдельном зале. Здесь мы видим действительно наброски и эскизы, накопившиеся за много лет: лица матери и отца, брата и племянника, друзей и студентов, неизвестной Наташи и «Вовы из Одессы». Портрет жены – серьезной дамы в легком платье. Целых пять автопортретов разных эпох, в самых разнообразных техниках. И весь педантизм куда-то улетучивается, и комплекс отличника незаметен, и чувство юмора, оказывается, художнику не чуждо. «Так чего ж ты раньше молчал?» - «А вы не спрашивали».

СПРАВКА

Василий Петрович Кравчук родился 12. 11. 1948 г. в селе Косовка (Киевская обл., Украина). Учился в Киевском художественно-промышленном техникуме (отделение художественного конструирования) и Ташкентском театрально-художественном институте (отделение книжной графики). В Кемерове живет с 1977 г. Преподавал в Кемеровском художественном училище, работал художественным редактором в Кемеровском книжном издательстве. Один из основателей группы «Сибирский пейзаж». Оформил более 600 книг и номеров журналов и альманахов. Член Союза художников России с 1989 г., член Союза журналистов России с 1998 г. Заслуженный художник РФ. Выставляется с 1978 г., дипломант Московской международной книжной выставки за иллюстрации к изданиям У. Шекспира и Ф. Гарсиа Лорки.