Новости культуры российских регионов
15 ноября 2013
Поволжье

«Синяя птица» удачи сильнее невзгод и суеверий

Вокально-инструментальный ансамбль «Синяя птица» 16 ноября дает в КРЦ «Звезда» благотворительный концерт в память о музыканте и композиторе Сергее Дроздове, который ушел из жизни осенью прошлого года.

Как поется в «Синей птице» и с какими проблемами сталкивается коллектив сегодня, мы поговорили с художественным руководителем ВИА Алексеем Комаровым.

Полет сквозь годы

- Сергей Дроздов пел в «Синей птице» с самого основания ВИА, и как сейчас сказали бы, был ее фронтменом. Именно в его исполнении впервые прозвучали популярные в СССР шлягеры  «Там, где клен шумит…», «Ты мне не снишься», «Я иду к тебе навстречу», «Белый теплоход». Но, кажется, в последние годы он уже не пел в ансамбле?

- Да, Сергей был одним из самых ярких исполнителей на советской эстраде. Но в определенный период жизни рамки коллективного творчества стали для него тесными. Оказавшись вне ансамбля в конце 80-х - начале 90-х, он действительно раскрылся не только как певец, но и как композитор. Однако сольной карьеры у Сергея не получилось, сложно сейчас сказать, почему, возможно, было упущено время, опять же это были 90-е годы, довольно непростой период жизни нашей страны.

- Коллектив зародился в 1975 году, в Самаре. Расскажите, как это происходило.

- Ансамбль действительно состоялся в Самаре, в Куйбышеве. Хотя география коллектива широкая. Сами Роберт и Михаил Болотные и еще трое участников: Сергей Дроздов, Борис Белоцерковский, Юрий Метелкин приехали из Гомеля, Юра Янин - из Калининграда, к сожалению, не вспомню сейчас, откуда Женя Завьялова. Именно этот состав в 75-м году  Болотные привезли в Самарскую филармонию, где директором тогда был Константин Лисицын. В это время в Москве на студии грамзаписи «Мелодия» уже версталась первая пластинка ансамбля, получившего с легкой руки Роберта название «Синяя птица», на которой впервые прозвучал «Клен» в исполнении Сергея Дроздова. Самое интересное, что эта песня вошла в пластинку случайно, просто худсовет в последний момент зарубил одну из песен Теодора Ефимова. За что теперь и Теодору, и худсовету многие благодарны. А в феврале 1976 года у «Синей птицы» состоялся первый афишный концерт, с которого и начинается летоисчисление ансамбля. Я же в качестве ударника пришел в «Синюю птицу» только в конце 84-го года.

- «Синяя птица» – коллектив легендарный, в советское время его песни звучали из каждого окна, слова заучивали наизусть. Но всему приходит конец. Было же у «Синей птицы» и время забвения?

- В 91-м году Болотные организовали гастроли в Америку. И получилось так, что летом мы уезжали из СССР, а вернулись в ноябре уже в другую страну. Кроме того, становилось очевидно: поклонники «Синей птицы» порядком повзрослели, вместе с ее участниками. У них появились другие взгляды на жизнь, и им уже не до концертов – это был 91-й год. Залы, конечно, заполнялись, но в основном подростками, у которых свои кумиры – андеграунд, рок, панк… Рома и Миша это понимали. И к концу 91-го года «Синяя птица», не хлопая дверью, не объявляя последних туров, не пытаясь сделать что-то шумное, просто тихо ушла. По собственному желанию. И этот перерыв длился до 99-го года. А 27 мая 1999 года состоялся концерт, который по праву можно считать днем возвращения, возрождения «Синей птицы». Хотя этому событию предшествовал большой период.

О чем поют Дроздовы…

- О возрождении первым заговорил мой брат Александр Комаров. Он никогда не состоял в штате, но в середине 80-х так или иначе сотрудничал с ансамблем. И он мне сказал: «Езжай к Роберту в Москву». И в феврале 97-го года я в первый раз приехал к Роме. После чего и начался длительный проект по возрождению. Началась работа. Мы стали плавно выходить на сцену.

- Кто из «старичков» вошел туда?

- Юра Банковский, Евгений Воинов и Алексей Комаров. Но Юра и Евгений потом вышли из ВИА, многие же за эти годы стали работать самостоятельно, у них появились свои проекты. Рома Болотный дал добро на то, чтобы я вызвал Сергея Дроздова, Сергея Левкина, Валентина Баркова – а это уже убойная гвардия из старичков. Александр – мой брат, восстанавливал аранжировки и весь музыкальный материал и естественным образом стал музыкальным руководителем. А я стал художественным руководителем возрожденной «Синей птицы».

- То есть вас благословил Роберт Болотный?

- Это слишком громко. Мы вместе занимались подготовительной работой. Я каждый свой шаг соизмерял с мнением Ромы, иногда просто спрашивал: что делать? Но подготовка проекта совпала с его переездом в Америку, и вскоре все полномочия он передал мне. В мае 1999-го мы вернулись на сцену, в 2000-м году зарегистрировались и подали документы на товарный знак. У нас есть охрана нашего логотипа, есть словосочетание «Синяя птица» и вид деятельности. А глубокой осенью 2002 года Сергей Дроздов вновь ушел из коллектива, имея на это все основания. Он хотел быть не частью «Синей птицы», а Сергеем Дроздовым. Однако в реальности отделить себя от ансамбля оказалось не так просто. Вся страна знала исполненные им шлягеры, но все также знали, что это песни «Синей птицы». Организаторы концертов, объясняя заказчику, кто такой Дроздов, вынуждены были перечислять весь его репертуар. И в итоге он создает свою группу «Синяя птица Сергея Дроздова».

- Скажите, а какое отношение к ВИА «Синяя птица» и к Сергею Дроздову имеет Александр Дроздов? В настоящее время мы частенько по радио, телевизору и на городских афишах – видим, слышим: выступит Александр Дроздов – солист ВИА «Синяя птица».

- Если на афишах заявлен солист, то, это уже точно не ВИА «Синяя птица». Само по себе понятие «вокально-инструментальный ансамбль» подразумевает единый коллектив, в котором каждый из музыкантов является равноправным участником. Что касается Александра Дроздова, то он участником ВИА «Синяя птица» не является. Он пел в ансамбле. Мы пригласили его в коллектив уже после состоявшегося возрождения в 2000 году. Причем Роберт Болотный изначально был категорически против, он мне говорил, что этот исполнитель не отвечает требованиям и уровню «Синей птицы». Но мне показалась идея с двумя Дроздовыми интересной. Я руководствовался тем, что в «Синей птице» были братья Болотные, потом появились братья Комаровы, и вот теперь два Дроздовых – это же интрига, дополнительная тайна, она всегда притягивает. Был период, когда они пели вместе с 2000-го по 2002 год и даже на одном из концертов Сергей в шутку назвал Александра своим сыном. На эту шутку бурно отреагировали зрители, и реприза прижилась - повторилась и на втором, и на третьем концертах. Пока в одной из газет вполне серьезно кто-то из журналистов не написал, что Александр – сын Сергея Дроздова. И вот тогда мы поняли: шутка не совсем удачная, неоднозначная. И с этим надо заканчивать.

- Но путаница эта происходит до сих пор, за сына, конечно, сложно его принять, у них разница в пять лет. Но многие уверены, что он его брат.

- Нет. Александр Дроздов просто однофамилец.

- Не будучи участником коллектива, почему он называет себя солистом ВИА «Синяя птица»?

- Ради этого он арендовал право на использование словосочетания «Синяя птица» у брачного агентства в Питере с таким же названием, а ВИА он уже сам подписывает.

- А какое отношение брачное агентство имеет к наследию ансамбля?

- Никакого.

- Давайте вернемся к ВИА «Синяя птица». Чем живет ансамбль сегодня?

- Для нас в данный момент главным является концерт памяти Сергея Дроздова. Печально, но самые первые и самые яркие исполнители «Синей птицы» первыми и уходят из жизни. Мы уже проводили концерт, в котором вспоминали Сергея Левкина. 4 ноября 2006 года Сергея не стало, а  в концертах по сей день звучат сочиненные им песни: «День рожденья лета», «Мир на холсте», «На закате в среду», «Марья», «Детство мое», «Маленький гном» и также песни, ставшие узнаваемыми благодаря его характерному исполнению. Вот теперь мы приглашаем на концерт поклонников Сергея Дроздова, в концерте примут участие друзья, коллеги Сергея и соавторы. Большим подарком для фанатов и просто для любителей красивой, душевной песни станет сольный диск Сергея - альбом, который он сам просил назвать «Последний».

- А в какие края полетит «Синяя птица» в обозримом будущем?

-Расскажу, наверное, только о дальних и знаковых «перелетах». Если все планы сбудутся, то в конце ноября выступим в Риге, в декабре планируется Таллин, во второй половине декабря - Таиланд, в феврале - культурная программа Олимпиады в Сочи. Как видите - не боимся сглазить, верим, что волшебная «Синяя птица» удачи сильнее невзгод и суеверий.