Новости культуры российских регионов
11 ноября 2013
Центр

Балет с большой буквы

В Доме актера прошел вечер памяти народной артистки России Набили Валитовой.

Про роль личности в истории вряд ли нужно напоминать. И примеры приводить – никакой газеты не хватит. Поэтому – коротко о главном: Центр духовного возрождения  Черноземного края издал книгу «Шаг на  сцену» с подзаголовком «Набиля  Валитова и воронежский балет». Автор – известный  журналист Валерий Попов.

Презентация новинки в Доме актера  вылилась в полноценный вечер памяти Набили Галиевны Валитовой –  непревзойденной примы-балерины воронежского театра оперы и балета, выдающегося педагога и незаурядного человека. Это была личность столь же емкая, сколь социально (не только культурно) значимая: почти полвека, с 1961-го по 2006-й,  год трагической гибели Валитовой, именно  она во многом определяла облик воронежского балета.

Максималистка во всем

Если оценивать потенциальную, скажем  так, энергию автора, компетенции которого хватило бы для написания книги-посвящения о такой «глыбе», как Набиля Валитова, то имя Валерия  Попова  будет первым в коротеньком списке. Валерий Степанович – не просто тонкий ценитель балетного жанра, уверенный в том, что «танец – любимая метафора мира»; он знает местный балет «от» и «до». В этом сполна  убедится читатель книги,   представляющей  историю  воронежского балета, начиная  с середины  прошлого века и углубляя ее  экскурсами в еще более далекое прошлое. Само собой, в подробностях описана жизнь, причем не только творческая, героини повествования – живым, легким, удобным для «широкого» читателя языком. Важно, что эта жизнь не замкнута на отдельной персоне: сквозь призму биографии Валитовой показана  жизнь балетного города.

Что же касается презентации в Доме актера, она вышла  прекрасной расшифровкой тире иллюстрацией  названия книги  – «Шаг на сцену». На подмостки  в тот вечер «шагали» учащиеся воронежского хореографического училища –  учреждения, где долгие годы преподавала Набиля Галиевна, являясь одновременно художественным  руководителем ВХУ. Ее любимая ученица, еще одна воронежская прима и народная артистка  России, председатель регионального отделения Союза театральных деятелей РФ Татьяна Фролова вела презентацию – по-домашнему трогательно и по-валитовски высоко.

Набиля Галиевна была максималисткой во всем, и воспоминания  Татьяны Александровны – тому свидетельство. Так, педагог не только дотошно выверяла каждое движение будущих танцовщиков – могла посреди урока вдруг строго поинтересоваться, что подопечный читает.

Настоящий подарок

– И попробуй не ответь, хотя читать – совсем некогда, – делилась дорогими ее сердцу подробностями Фролова. – Уходишь ранним утром, приходишь поздним вечером, валишься без сил на руки родителям.

То, что нас не убивает, делает сильнее. Видимо, таким принципом руководствовалась Валитова и в личном  творчестве, и в педагогике. Понятно, что дело ее – не пропало: достаточно услышать, как и что говорит о своих учениках сегодняшний худрук ВХУ –  Татьяна Фролова.

Профессор Бронислав Табачников назвал книгу Валерия Попова уникальной, подчеркнув, что прежде такого издания в Воронеже не было – это настоящий подарок от автора и издателей  всем  читателям-театралам. «Тоненькая и небольшая, она стоит многих томов». Потому что «это книга о Балете  с большой буквы», к созданию которой журналист подошел «как глубокий, серьезный историк».

Театровед Людмила Романова поведала о том, что, как и Валерий  Степанович, наблюдала воочию за первыми шагами Набили Валитовой по воронежской сцене, оценивала первые ее партии. «И когда я читала эту книгу – описываемые  события ярко вставали передо мной. То, что автор так эмоционально написал о действительно  блистательной балерине, дорогого стоит…»