Новости культуры российских регионов
5 ноября 2013
Центр

Между прошлым и будущим

В столице Черноземья работает Всероссийская выставка плаката.

Она открылась сразу на двух площадках, что не только говорит о масштабах события, но и определяет  его  задачи: VIII Всероссийская выставка художественного плаката «Россия – между прошлым и будущим» демонстрирует свыше четырех десятков работ и  представляет ретроспективу произведений, созданных с 1901 по 2013 годы. Такой подход призван  раскрыть  становление и развитие жанра плаката, отражающего историю России, начиная  с начала ХХ века и заканчивая  нашими днями.

Итак: в выставочных залах Союза художников (Кирова, 8 и Пушкинская, 7) экспонируются произведения плакатистов  Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода, Тюмени, Твери,  Саранска, Пензы, Иваново, Новокуйбышевска, Шахт, Кургана, Якутска, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Костромы. Не обошлось, разумеется, и без вклада хозяев: плакаты воронежских художников также выставлены на обозрение. Приятно, что общему уровню коллекции они соответствуют полностью.

Классика и современность

Честь принять  выставку плаката общероссийского размаха выпала  столице Черноземья в третий раз. Впервые это случилось еще в советские времена, второе пришествие  экспозиции такого рода имело место быть восемь лет назад.  Нынешний показ, по оценке специалистов, – самый богатый: в смысле как количества, так и качества экспонатов.

Выставка и впрямь получилась шикарной: информативная, разнообразная, остроумная, изобретательная. Классика плакатного искусства  соседствует с работами практически «с пылу, с жару»; картинка, таким образом, «нарисована» емкая и  многоплановая.

Рядом с хрестоматийным «Родина-мать – зовет», поднимающим советский народ на борьбу с гитлеровскими захватчиками, висит изображение обкуренного ребенка с горьким комментарием «дети – наше будущее».  Плакатные  Ленин, Сталин, Горбачев, Ельцин;  психологический спектр – от чистой веры в лидера страны до  многозначительной иронии по отношении к нему, подпитанной невеселыми зрительскими ассоциациями.  Любимые Владимир Высоцкий  и Юрий Шевчук,  любопытные персоны типа  Депардье и  Майкла Джексона, афиши культовых фильмов – все это, как поется в советской песне, «наша с тобой биография». Апофеозом – тоже юмор! – «партия – ум, честь и совесть нашей эпохи», растиражированная  до пяти  миллионов копий.  Плакат, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса  как самый издаваемый,  – работа  художника Бабина, датированная  1975 годом.

Формировалась коллекция  в Москве,  в течение нескольких месяцев – под руководством  председателя выставкома, секретаря  ВТОО «Союз художников России»,  члена-корреспондента Академии художеств  Анатолия Якушина.  Он прибыл на воронежское открытие лично – равно как и  его коллега, народный художник РФ Валерий Полотнов.

– Очень рад видеть на этой выставке  много  работ молодых художников – рядом с маститыми мастерами, – подчеркнул Валерий Павлович. – Это говорит о том, что наша молодежь не равнодушна к проблемам, возникающим как в обычной жизни, так и на переломе эпох, что она стремится развивать жанр плаката и совершенствовать  художественную школу, представители которой  так ценятся в нашей стране.

Всему  свое время

Роль плаката действительно трудно переоценить – в истории отечественного изобразительного искусства и страны в целом. Явление это – уникальное, хотя  достаточно молодое: появился плакат в конце XIX века. Соединив  в едином пространстве точное, меткое слово и яркий пластический образ, он молниеносно стал рычагом мощного воздействия на духовную и социальную сферы общества. Превратился в  активного участника и, одновременно, летописца бурных и драматичных процессов, менявших «внешность и внутренность»  России  и всего мира.

Уже первые плакаты в авторстве Василия Серова, Василия Васнецова, Константина Коровина, Леонида Бакста, Александра Архипова заложили традиции жанра, неся рекламную, информационную, нравственную и патриотическую функции. В яростной борьбе идей времен революции и гражданской войны плакат громил и клеймил, агитировал и призывал, убеждал сомневающихся и укреплял силы верующих. Плакатисты той эпохи построили  фундамент жанра, выработали близкий и понятный массам язык, снабдив его элементами народной культуры, лубка, сатирической графики, особой системой иносказаний и символов.  Самой популярной иллюстрацией  «революционного» искусства могут, думается, служить  широко известные плакаты Владимира Маяковского. 

Далее следует вспомнить Александра Дейнеку и целую плеяду художников времени его творческой активности: эти авторы отразили в плакатах  искреннюю веру в возможность создания нового, светлого и справедливого общества, пафос переустройства, ускоренной модернизации страны. А в 20-е – 30-е годы расцвел советский киноплакат, представленный именами Александра Родченко, братьев Стенберг и других мастеров.

Когда жизнь – борьба

Множество известных и неизвестных авторов «воевали» плакатами  в  «сороковые, роковые». Мужество тыла и героизм фронтов отразились на листе. Плакат прошел боевой путь от Москвы до Берлина на всех его славных  этапах: Сталинград, Курская Дуга, Днепровская переправа, Варшава, Будапешт, Прага…

Период позднего сталинизма называют временем очевидной стагнации плакатного искусства. Оно и понятно: один неосторожный штрих, не говоря уж о слове – и пишите письма. В лучшем случае.

Хрущевская  «оттепель» и брежневский «застой» заложили новый виток содержательного развития плаката. Первый спутник, первый космонавт, освоение недр Сибири, грандиозные стройки и  борьба за ядерное разоружение – темы плакатов тех лет. Художники, пребывавшие под идеологическим прессом неусыпной партийной цензуры, ищут новый, свежий, адекватный времени плакатный язык.  Продуктивно переосмысливают  опыт предшественников, объединяя его  с информацией о современном мировом плакате, которая чудесным образом все-таки проникает сквозь «железный занавес» – казалось бы, не прошибаемый.

На 70-е – 90-е годы приходится расцвет культурно-зрелищного плаката. Театральная и киношная  афиша, цирковой и концертный плакат позволили художникам проявить свободу  в обозначении их творческих индивидуальностей. Краткосрочным, но чрезвычайно ярким явлением российского изобразительного искусства стал так называемый «плакат перестройки», объявленной Михаилом Горбачевым. Всеобщее желание перемен привело  к обновлению и обострению средств плакатной выразительности.

От политики до кухни

После распада СССР  социально-политический плакат оказался не востребован государством. Рынок потребовал рекламной продукции, которая незамедлительно  расцвела махровым цветом. Плакат, однако, даже потеряв широкую аудиторию, продолжил свое существование – уже как  авторское произведение, нацеленное на выставочную деятельность.

Так или иначе, искусствоведы практически единодушны: именно сегодня роль плаката может быть значима, как никогда прежде. Образный язык, используемый этим жанром, способен не только обозначить болевые точки современного мира, сотрясаемого кризисами различной этимологии, но и формировать смысловые ориентиры бытия человека и общества. Социальному плакату «по силам» все аспекты  нашей многотрудной действительности: от политики до, условно говоря, кухонных кулуаров. Ведь это – не созерцательного толка искусства: плакат – всегда провокация. Талантливо сделанный, он способен предложить едва ли столько же пищи для размышлений, что и хороший спектакль…

– Хочу пожелать всем нам замечательного опыта  таких выставок,  которые дают  возможность поразмышлять, подумать, увидеть что-то новое, проникнуться историей и задуматься о будущем, – обратилась к аудитории  присутствовавшая на открытии выставки руководитель областного департамента культуры и архивного дела Елена Ищенко. Остается только присоединиться; не думайте, что плакат – это нечто сухое, лобовое, сугубо актуальное.  Он не лишен  тонкости художественной мысли,  неожиданной образности, емкой метафоричности и даже изящества.  В конце концов, просто чертовски красив – если характеризовать выставку в целом.