Новости культуры российских регионов
29 октября 2013
Сибирь

Почему русские не понимают народных песен?

Фестиваль «Что во Томской во губерне» стал лабораторией сибирского фольклора.

Название межрегиональному фольклорному фестивалю дала строчка из песни сибирских переселенцев начала ХХ века. Она в основном определила и географию участников праздника. В Томск приехали 23 коллектива из областей,  которые когда-то входили в Томскую губернию - из Новосибирской, Кемеровской, Томской  и Алтайского края, а так же из Омска.

С 18 по 20 октября на сцене Дворца народного творчества «Авангард» самодеятельные артисты показывали песни, танцы, обряды и игры, которые бытовали в Сибири сто лет назад и сегодня продолжают исполняться. 

Фестиваль  «Что во Томской во губерне» родился в 2011 году при поддержке министерства культуры РФ, Российского государственного Дома народного творчества и администрации Томской области  для сохранения нематериального культурного наследия России. Именно на эту цель указал председатель жюри Денис Монастырский, кандидат педагогических наук, ректор Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (Москва), поздравляя всех участников с открытием. Сегодня инициатива томичей стала частью федеральной программы «Культура России до 2017 года».

За время своего существования фестиваль испробовал разные способы поддержки фольклорных коллективов и мастеров декоративно-прикладного творчества, разные формы презентации народной культурой и вовлечения жителей в дело сохранения нематериальной культуры. В первый раз это был фестиваль-конкурс, который стал своеобразными смотринами: кто в Сибири поет, пляшет и платье носит, как в старину. В прошлом году под названием «Что во Томской во губерне» проходила научно-практическая конференция, где ученые и практики пытались с разных сторон посмотреть на такие явления как «народная песня», «народный костюм», «народный танец» в современном культурном процессе. Неслучайно и местом проведения «практических занятий» стал казачий острог в Семилужках.

Особенностью нынешнего фестиваля стала презентационная форма подачи фольклорного материала. Каждый ансамбль не просто исполнял песни из своего репертуара, но рассказывал о том, как та или иная песня попала в репертуар коллектива, в чем особенности старожильческих песен и чем новопереселенческий песенный и танцевальный фольклор, какие наряды надевали на вечерки, из чего состоял наряд невесты или жениха. Практически все участники фестиваля демонстрировали сценическую обработку сибирского фольклора. Так зрители тоже  оказались участниками творческой лаборатории.

- В селе Первокаменка поют вот так…, - говорила  Ольга Абрамова, руководитель ансамбля «Песнохорки из Барнаула, и показывала, как поют бабушки в алтайском селе. Она давала пояснения прочти к каждой песне. В ходе представления свой программы  артисты выбрали среди зрителей невесту и жениха, чтобы показать свадебный обряд алтайских переселенцев. Все действия сопровождались песнями, играми и комментариями к ним. Другой способ подачи предложил театр фольклора «Разноцветье» по руководством заслуженного работника культуры РФ Галина Дробышевской.  Самодеятельные артисты  разыграли спектакль «Томские засидки», где песни и танцы были органично вплетены в драматическое действие. И здесь важна была последовательность исполнения: вот хозяева привечают у себя девушек, а вот парни с мороза приходят погреться, следом начинаются ухаживания, заигрывания, которые без песен, игр и танцев просто немыслимы. И все это делалось весело, азартно, талантливо. Детский ансамбль «Дивно» из Омска тоже разыграл представление «Песенное лукошко», где действовали сказочные персонажи, особенностью этой постановки стало неожиданное сочетание старинных песен и заигрышей с современным текстом, наполненным идиомами, крылатыми фразами, родившимся уже в десятых годах XXI века. И зрители убедились, насколько богата и красива русская речь, сохранившаяся в песнях, насколько напевны и душевны мелодии, которые исполняются на народных инструментах.

Менять формы проведения фольклорного фестиваля его организаторы стали по рекомендации министерства культуры РФ. Чтобы фестиваль жил, расширял свои границы, был раскручен как бренд Томской области и даже шире: Сибири. А главное, чтобы идея сохранение культурного наследия не оставалась только заботой исполнителей и собирателей фольклора. Поэтому лаборатория фольклора, что работала в рамках фестиваля  под руководством Алии Московникой, профессора Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма, заслуженного работника культуры России, охватила самый широкий круг проблем. О некоторых говорилось и со сцены прямо в зрительский зал. «Нас часто слушатели спрашивают: «На каком языке вы поете? Вы что-то плохо произносите, у вас что-то с речью не то», - эмоционально размышляла Ольга Абрамова.  - Парадокс: Испания понимает, Швейцария понимает, немцы нас понимают, а русские - нет». 

Советы, которые выслушали участники фестиваля от московских гостей, обмен опытом, вдохновили многих руководителей на создание новых программ, а кому указал направление, в котором следует двигаться. Как признался Леонид Симаков, руководитель ансамбля «Звонница» из Чаинского района, фестиваль дал импульс для более тщательной работы над песенным материалом.

В рамках межрегионального фольклорного фестиваля-лаборатории «Что во Томской во губерне» работала выставка-конкурс «Глина и войлок в руках сибирских мастеров». Костюм, одежда, аксессуары, посуда, домашняя утварь - все, что связывает человека с эстетическими идеалами, было представлено в экспозиции. В выставке-конкурсе приняли участие более 50 современных мастеров, художников, студий, объединений, коллективов из пяти регионов Сибири – Республики Алтай, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей. Они представили на суд жюри и  посетителей выставки - конкурса более 400 изделий из глины и войлока. В ассортименте сибирских гончаров - утилитарно - бытовые, декоративные, сувенирные изделия, наборы для различных напитков – вина, кофе, чая, соков, молока; горшочки под жаркое, под кашу, миски, бокалы, декоративные кашпо, вазы для цветов, мелкая сувенирная пластика.

- Отрадно, что появились новые имена художников, мастеров, работающих с глиной, - говорит Светлана Дроздова, заведующая отделом декоративно-прикладного искусства ДНТ «Авангард». - Хочется назвать их имена: Андрей Задерий из Омска, новосибирцы Зинаида и Анатолий Корчагины, Елена Усольцева из  Новокузнецка. Каламбина Жестковская приехала из Горно-Алтайска. Томичи Вера Леонова, Андрей Салтан, Игорь Иголкин, Наталья Беспалова, Надежда Смородова, Надежда и Татьяна Калашникоы, Александр Варламов, Юлия Завьялова, Тамара Васильева представили новые изделия.

Появились новые мастера, которые занимаются и фелтингом - валянием из шерсти. Сегодня эта техника вошла в моду. В экспозицию вошли работы, выполненные участниками студии войлока Тамары Чепраковой (одежда, головные уборы, игрушки, украшения, аксессуары), мастерской Галины Токмаковой (одежда, куклы), художника – педагога Ольги Ивановой (игрушки), художника-педагога Октябрины Тиуновой (панно, игрушки). Украшением выставки стали удивительные работы Елены Усольцевой, художника - прикладника, члена союза художников РФ, педагога дополнительного образования детской школы искусств  Новокузнецка.

Это была не просто выставка мастеров, но и конкурс. Первые места в каждой из двух номинаций конкурса были отданы Омску и Новокузнецку,  вторые места – Новосибирску и Томску, а третьи места Горно-Алтайску и Томску. Лауреатами песенного фестиваля стали ансамбли «КрАсота» (Новосибирск), «Дивно» (Омск), «Кудесы» (Кемерово), «Песнохорки» (Барнаул), «Разноцветье» (Томск), «Росы» (Томск), «Возрождение» (с. Сулзат, Молчановского района), «Настроение» (Молчаново Томской области), «Братина» (Кривошеино Томской области), «Родники» (Кисловка Томского района), «Кедровый орешек» (Колпашево Томской области), «Сударушка» (Асиновский район Томской области), «Щедрый вечер» (Асино),