Новости культуры российских регионов
29 октября 2013
Сибирь

Рисуем кончиками нервов

В областном художественном музее работает V триеннале «Рисунок России».

Шести залов не хватило, чтобы выставить все присланные в Томск рисунки. Из двух тысячи листов свое место в экспозиции заняли лишь 500.  И, тем не менее, по сравнению с предыдущей выставкой, случившейся три года назад,  выросли и количественные, и качественные параметры: 350 графиков представляют 62 региона страны, от Южно-Сахалинска до Архангельска, от Якутска и Махачкалы. Но главное - ощутимо выше художественный  уровень работ. В этом мнении сошлись все члены жюри  и кураторы выставки.

Проект и держится на энтузиазме кураторов-искусствоведов, которые отбирают работы на местах и отправляют в Томск. Поэтому успех выставки они могут разделить с полным правом. Однако он бы не состоялся без финансовой поддержки со стороны областной департамент по культуре и министерства культуры России. Потому что это не просто выставка, а выставка-конкурс с вручением денежных премий. Лучшей признана серия «Листопад» Анастасии Гуровой (первая премия, 50 тысяч рублей), две вторых премии (по 25 тысяч) получили омич Георгий Кичигин за триптих «Цветы наши» и иркутянка Анастасия Свинарева за серию пейзажей «Прогулка в полдень». И более десятка авторов отмечены дипломами выставки.

Как признался один из членов жюри, художник и куратор Новосибирска Михаил Паршикова, споры шли вокруг двух имен: Георгия Кичигина и Анастасии Гуровой. Чему отдать предпочтение соц-арту с «Беременной Барби» или лирическому «Листопаду»? Большинство высказалось за Гурову, а Паршиков считает, что в работах Кичигина присутствует гениальное рисование. «Писать на обоях в цветочек - явный креатив, - убежден Михаил Владимирович. - И эти цветочки очень корректно садятся в тему. Триптих выполнен в моей любимой стилистике, которую я называю «гамбургер». Пирожок, в котором напихано много всякого. Ты можешь стоять около этих работ и в силу отпущенных тебе средств рассказывать об этой работе разное».

- Жюри было субъективно, но мы постарались выбрать достойные работы, - признался председатель жюри Вадим Иванкин, заслуженный художник России , член-корреспондент Академии художеств, - Проект должен продолжаться. Должна быть и шестая, и седьмая триеналле. «Рисунок России» - это уже рисунок России, а не Томска, не Сибири. В том, что в Томске поселилась всероссийская выставка и никуда не съезжает - заслуга инициатора проекта Татьяны Микуцкой.

Тринадцать лет в Томском художественном музее родилась идея - обратить свое внимание на рисунок, основу основ многих видов искусств, вновь поднять на достойную высоту жанр,  который, к сожалению, стал терять не только своего зрителя, коллекционера, но и художника. С развитием печатной техники и современных технологий рисунок на выставках стал большой редкостью. Поэтому и стояла задача - посмотреть, в каком состоянии это жанр, кто из художников работает в нем, поддержать их.

«Рисунок - это графическое «эсперанто», язык, который понимают и на котором говорят все виды искусства, - писала искусствовед Татьяна Микуцкая в каталоге, вышедшем к первой выставке в 2001 году. - По степени сложности восприятия оригинальный рисунок занимает второе место после скульптуры. Он более условен по сравнению с царицей искусств ХХ века - живописью, у него ограничены иллюзорные связи с натурой, но он самостоятелен по своим образным возможностям. Являясь первоосновой для других видов искусств, рисунок стал в последнее время достаточно изысканной редкой областью искусства, в которой занимаются только глубоко убежденные, посвященные люди».

Первая же выставка определила круг посвященных: он был небольшим, меньше ста авторов из 12 городов. Присутствие в экспозиции произведений московских и петербургских художников - Иллариона Голицына, Игоря Обросова, Валерия Орлова, Олега Яхнина, Феликса Волосенкова, а также старейшей художницы из Иркутска - Раисы Шпирко-Бардиной,– задали художественный масштаб проекта и определили вектор его развития. Следующие триеннале выявили тенденции, выстроили ее внутреннюю драматургию и сформировали костяк художников, постоянных участников «Рисунка России».

Довольно быстро лидерство захватила группа художников из Омска, в которой своими индивидуальными манерами выделялись Евгений Заремба, Анастасия Гурова, Геогрий Кичигин. В последние годы именно между ними и развернулся спор за лидерство. В него вмешивались и Лариса Пастушкова (Барнаул), и Николай Вагин (Томск), и Александр Архиповский (Новокузнецк), и Александр Муравьев (Иркутск), и Валентин Теплов (Красноярск), и Александр Покровский (Краснояск), и Александр Суслов (Новокузнецк), и Сергей Беспамятных (Москва), и Олег Закоморный (Москва), и Зорикто Доржиев (Улан-Удэ).  Томск узнавал новые имена, новые регионы. Графики Дагестана и Уфы, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода,  Якутска и Абакана удивляли не только новыми пейзажами, но и новыми манерами.    

- Томск в отличие от всей огромной нашей страны попал в сердцевину. И в тот момент, когда в искусстве происходят очень большие борения, - заметил кандидат философских наук, омский искусствовед Владимир Чирков. - Он попал в основу основ, в начало искусства - рисунок. Поэтому я хотел бы поблагодарить Томск за то, что организовали уже пятую всероссийскую выставку-конкурс триеннале «Рисунок России». 

Шаг в три года, изначально выбранный томскими музейщиками, оказался верной стратегией. Он позволяет художникам подготовить новые произведения, организаторам найти деньги и озадачить кураторов в регионах, зрителям – сформировать ожидание праздника. А то выставка такого масштаба, как «Рисунок России», для Томска событие значительное и радостное - абсолютно бесспорно.

Прогулка по экспозиции сродни прогулке по российским городам и весям: заснеженные крыши домов, деревья, одетые в зимние шубы, деревянные дома, покосившиеся заборы, стога сена и людские потоки, струящиеся по городским улицам, купола храмов, старые наличники, мечети, чинары, промышленные окраины городов и деревенское подворье. И, конечно, лица стариков, молодых, кочевников, горянок, ученых, художников, пассажиров, рыжеволосых, влюбленных  и возлюбленных. Можно ли считать эти отдельные высказывания о России ее коллективным портретом? Читать ее как книгу о Родине, которая состоит из 500 глав? Или как сборник афоризмов о месте, где «родился и сгодился»?

Можно ли соединить в некий цельный образ страны «Печаль готов» Георгия Кичигина (Омск), «Уроки французского» Николая Коробейникова (Томск), «Гробы похотения» Александра Муравьева (Иркутск), «Исчезающего единорога» Василисы Коверзневой (Новосибирск), «Детей солнца» Маргариты Марцинечко (Иркутск), «Ландшафты» Александра Сивкова (Екатеринбург), «Пляжный отдых» Любови Серовой (Омск), «Девочку с чесноком» Анатолия Погребного (Усть-Илимск), «Профили» Георгия Елфимва (Архангельск), «Бессонницу» Оксаны Косенко (Красноярск), «Повседневность» Анастасии Ивановой (Томск), «Старожилов» Елены Бобровой (Омск) et cetera?..

Кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры, член жюри Елена Художногова считает, что подобные выставки не ставят целью создать единый образ. Эклектичность, с одной стороны, и самостоятельность высказываний, с другой, делают проект в целом интересным всем. И тем, кто увлекается академическим направлением, и  тем, уходит в сторону творческой графики. Кстати, малое количество авторского, творческого рисунка - одна из тенденций последнего времени. О чем многие художники и искусствоведы рассуждали на круглом столе, который прошел на следующий день после открытия выставки.

- Рисунок в России - не самая сильная сторона современного художественного процесса. Из-за специфики русского мироощущения. Сейчас с рисунком как самостоятельным жанром проблемы огромные. Он не относится к области коммерческого искусства, и убедить художников поддержать проект - подвиг куратора. Потому что рисунок - это внутренняя потребность художника, - объясняет проблемы жанра кандидат искусствоведения из Красноярска Елена Худоногова. - Рисунок - это аналитика. Но далеко не все умеют аналитически мыслить. Как следствие - небрежное отношение к рисунку. Внутреннее самоощущение, что «линии - это мое»,  возникает не у каждого. «Я пишу кончиками нервов», - говорил Ван Гог. Рисунок - это кончиками нервов. Исправить нельзя. Это всегда на одном дыхании, это медитация. Рисунок - это то, что можно сделать только один раз, и его невозможно повторить.

К счастью, можно повторить осмотр экспозиции или познакомиться с ней, чтобы внимательнее вглядеться и вслушаться в «настроения целой эпохи». Выставка «Рисунок России» действует до 20 ноября.