Новости культуры российских регионов
25 октября 2013
Центр

Вы свободны!

В галерее «Нефта» открыта персональная выставка Николая Карпецкого.

Живопись тамбовчанина Николая Карпецкого  специалисты называют преодолением несвободы.  Это не пустая красивость: художник – по национальности цыган, а представители этой народности за свободу, как известно, отдадут все…

Сын знаменитой цыганской певицы Тамары Степной, Николай Карпецкий еще в детстве научился  играть на гитаре, петь, танцевать. Яркий мир взрывных страстей,  испокон веков сопровождавших  цыганскую культуру, стал той питательной средой, которая в будущем  сделала из него живописца, хотя мальчику предрекали артистическую карьеру. Было дело, он даже ездил с гастролями в составе цыганского ансамбля. Но когда семья перебралась из родного Мичуринска в Тамбов – стал посещать изостудию Дома пионеров и детскую художественную школу.

Одаренный юноша  без труда поступил в Пензенское художественное училище. Но, проучившись год, вернулся в Тамбов; с тех пор и живет «свободным художником».

Николай говорит, что официальный статус, положение его никогда не беспокоили; достаточно увидеть работы Карпецкого, выставленные сегодня в «Нефте» – и в это заявление  поверишь безоговорочно. Картины, что очевидно,  сделаны  без оглядки на возможных критиков: как хочет художник – так и рисует.
«Приладиться» к канонам социалистического реализма как ведущего направления в искусстве того времени Николай Карпецкий никогда не мог, – читаю критическое резюме. – Писал так, как видел и хотел, в привычной для себя манере, по-своему «уродуя» натуру, высвечивая ее эмоциональную сущность напряженным локальным цветом. Сегодняшний Карпецкий – это нечто открытое, праздничное с легкой горечью об утраченном. Его живопись, преодолевая условность гротескного рисунка, существует самостоятельно, сводит рисунок к функции прозрачной упаковки. Он охотно использует в своих полотнах цыганские мотивы (они естественно вписываются в мироощущение свободного художника) и заражает зрителя вирусом свободы».

На мой взгляд, выставка получилась не самой ровной. Часть вещей броски, но поверхностны, без намека на глубину изображения. Однако этот уязвимый, казалось бы, момент  компенсирован  почти детским  наивом,  располагающим к общению с художником.  А что касается  свободы  самовыражения – с ее наличием не поспоришь, нет; не случайно  картинами  Карпецкого  интересуются искушенные коллекционеры.