Новости культуры российских регионов
25 октября 2013
Центр

И кораблик плывет!

Зрители оценили премьеру театра кукол «Шут».

Чем больше смотрю театральных спектаклей, тем четче понимаю: самое ценное  чувство, которое  способен вызвать театр у зрителя – его, зрителя, благодарность. Даже такая наиважнейшая для творчества штука, как удивление, благодарности «проигрывает»: хочется сказать «спасибо» создателям  постановки – и какой  анализ, будь он трижды умным, сравнится с порывом зрительской души?

Театр должен учить думать, размышлять, рассуждать.  Это, безусловно, необходимое условие его существования. Но, по-моему, недостаточное: наука не пойдет впрок, если зритель не «поймает», как писал поэт, «всей дрожью жилок» органику, чистоту, искренность происходящего. Если не поверит, что театр его любит.

На всю оставшуюся жизнь

На такие выводы сподвиг спектакль «Плывёт, плывёт кораблик по имени Маршак!» – премьера Воронежского  театра  кукол «Шут» имени В.А. Вольховского. Не нуждающийся в представлении Самуил Маршак, режиссер Валентин  Козловский, художник Елена Белых, композитор Александр Балаян, хореограф Александр Меркулов и актеры, занятые в спектакле, – герои премьерного события. Которое, при всей своей кажущейся непритязательности, именно событие.

 Замечательное действо получилось: легкое, яркое, понятное, динамичное. Квалифицированное как «фантазия для театра кукол на тему стихов «Вот какой рассеянный», «Дама сдавала багаж», «Радуга-дуга», «Колеса», «Плывёт, плывёт кораблик». Чувствуете, насколько  хорошо становится  на душе от одного перечисления этих названий? А сценическое их воплощение делает зрителя, причем безотносительно возраста, и вовсе счастливым, не меньше. Так приятно вслед за персонажами «Кораблика»  вспоминать строчки Маршака, с детства и на всю, как выясняется, оставшуюся жизнь осевшие в  памяти.

При всем том спектакль – не так прост, как кажется. Он по-своему хитроумный, очень плотный и насыщенный – не только по энергетике. Сам постановочный ритм  диктует зрительскую включенность в действо, которая делает человека, сидящего в зале, соучастником происходящего. Так и просится штамп про то, что смотрится эта изящная, зажигательная  вещь на одном дыхании. А коли просится – как не пустить…

На языке мультика

Отмечу и цельность спектакля; выбранная стилистика – не самая удобная для достижения этой цели, но она – покорена. Сцены органично переходят одна в другую и  не кажутся разрозненными; нам, по сути, будто бы одна-единственная  сцена и предложена – в своем богатом внутреннем  развитии. Это тем труднее сделать, что актеры работают в живом плане, да как! Прекрасно двигаются, танцуют, поют, вдохновенно взаимодействуют друг с другом – при том, что в спектакле практически исключена импровизация. Не «перепевать» же, в самом деле, Маршака! Не корректировать  хореографический  рисунок постановки – естественно, строгий, безукоризненно отшлифованный до мельчайшего штриха. Отсюда – четкая графика «Кораблика», его выверенность и сбалансированность.

Куклы на сей раз необычные: аппликационные. Они отчасти выполняют функции декораций – подвижных, органичных общему строю спектакля; прежде театр к этой редкой технике не прибегал.  Здесь же она более чем оправдана:  «мультяшный» посыл – тоже в копилку «Кораблика».  С детьми говорят тем языком, на котором и нужно с ними говорить. Включая «детей» взрослых; я, впрочем, повторяюсь. А все оттого, что хочу лишний раз  подчеркнуть удивительно широкую адресность спектакля.

Замечательный сосед

Актерские работы умышленно не выделяю: молодые артисты работают столь слаженным ансамблем, что было бы несправедливым  не перечислить всех его участников. Станислав Беляев, Владислав Ефанов, Михаил Каданин, Владимир Руднев, Евгений Шавкунов, Анна Лужецкая, Елена Симанович, Юлия Скворцова радуют качественным партнерством. Все вместе и каждый в отдельности и стихи великолепно отыгрывают, и показывают чисто драматические свои возможности, и в плане построения сценографии преуспевают. Складывают здесь и сейчас из разноцветных квадратиков то радугу-дугу, то вагон, то кораблик, делая дело с той самой завидной легкостью. И здоровой долей озорства, не позволяющей спектаклю даже намека на статику. Уж кто-кто, а дети ее не прощают…

Оформление «Кораблика» – дебют Елены Белых. Судя по нему, это удачное приобретение театра, известного, кроме всего прочего,  сильными  работами художников. Выразительные куклы и не отвлекающие от действа костюмы артистов сделаны с той деликатностью, которая не дает визуальному  ряду «проглотить» стихотворные тексты. В результате получается, что при наличии всех составляющих полноценного спектакля главный его герой – именно Самуил Маршак. Что, в общем, символично.

Как заметила арт-директор театра Светлана Дремачева, Маршак – сосед «Шута». «Он жил в соседнем доме, – напомнила Светлана Владимировна. – И мы подумали, что этот писатель должен и сегодня оставаться с нами, с поколением юных воронежцев». И не только подумали – сделали. За что – вернемся в начало – огромное спасибо!