Новости культуры российских регионов
4 октября 2013
Центр

Вот не парадный подъезд…

В торгово-развлекательном центре показывают «Необычный Воронеж».

Напомнить воронежцам о том, что у нашего города есть не только «лицо», но и все прочие составляющие полноценного живого организма, призвана фотовыставка,  работающая в ТРЦ «Московский проспект». Серия фотографий, на которых запечатлен «Необычный Воронеж» – а именно так назван  этот специфический вернисаж  – предлагает полюбоваться не культовыми местами Центра Черноземья, а его непарадной   стороной.

Дряхлые  лестничные пролеты  многоквартирных  домов,  не ремонтировавшихся с прошлого (в лучшем случае!) века. Заросшие могучим сорняком недострои, внешним видом способные шокировать слабонервного гражданина. Развалины некогда отлаженных производств – старые цеха, склады и тому подобные  сооружения, превратившиеся в живописные памятники самим себе. Допотопные  автомобили, отколесившие по путям-дорогам  энное количество миль – ржавые, с облупившейся краской; уже и модель трудно идентифицировать… 

Обломки эпохи

Фотограф,  путешественник  и, без сомнения, большой оригинал Владимиръ Малдеръ – автор выставочных работ. Этот человек с богатым воображением, зорким взглядом  и тягой к нестандартным творческим ходам  целенаправленно ищет и находит  необычные  «достопримечательности»  города в стремлении  запечатлеть их во всей дикой красе. И  поделиться  этой  красотой со  зрителем. Понятно,  что далеко не в ухоженном центре Воронежа делает он свои «открытия»: исследует  окраины,  пустыри, заброшенные заводы и прочие объекты, оставшиеся от советской эпохи.

Глазами фотохудожника можно видеть, что эпоха эта превратилась в  руины в прямом смысле слова.  Однако мастер откровенно любуется  найденной «натурой», поэтизирует ее, ностальгически подчеркивая  эстетическую окраску  ушедшего времени. И я его понимаю: была в той наивной советской культуре (градостроительной, производственной и т.д.) своя прелесть. К тому ж прошлое мы всегда  слегка романтизируем…
– Здесь практически нет фотографий из области, почти все снимки  сделаны в пределах городской черты, – говорит автор экспозиции. И не без оснований полагает, что  таким родной  Воронеж  вряд ли знают даже  аборигены. Отдельные «островки» старины время от времени попадаются, конечно, каждому из нас и совсем уж  редкостью не воспринимаются. Но чтобы настолько  кучно, «по совокупности» дать зрителю отжившую реальность, реальностью быть не переставшую – это едва ли не ноу-хау.

Мастеру в помощь

Выставка  состоит из двух частей: «Теневая сторона Воронежа» и «Высокие крыши Воронежа». Если с частью первой – все ясно и без комментариев, то насчет второй  фотограф поясняет: снимки этой серии показывают, как смотрится  наш прекрасный город с высоких крыш.
Вспомнилось мне в связи с необычной выставкой вот что. Не так давно известный художник  из Санкт-Петербурга Александр Флоренский  выставлял  в Воронеже,  в галерее «ХЛАМ»,  рисунки, объединенные в «Питерскую азбуку». Идея напрямую перекликается с творческой задачей  Владимира Малдера; Флоренский  составил азбуку не из распиаренных достопримечательностей северной столицы, но тех, свойских, которые официозом не тронуты. Шли разговоры о том, что, возможно, маэстро сподобится в недалеком будущем создать по тому же принципу «Воронежскую азбуку»; будет любопытно, если выбранные Флоренским «модели» совпадут с предпочтениями местного фотохудожника, уже обнародованными.  Во всяком случае, эстетическая сторона дела говорит в пользу такого подхода.