Новости культуры российских регионов
1 октября 2013
Сибирь

Рисуем ножницами

Дом искусств выпустил альбом-каталог «Сибирские вырезанки Надежды Вяловой».

Авторы проекта Софья Кугаевская и Маргарита Ковалева при финансовой поддержке Дома искусств представили в альбоме-каталоге творчество Надежды Вяловой одной из уникальных художниц томского севера. Более  ста миниатюр, вырезанных на бумаге, дают представление не только о почерке мастерицы, но и о хантыйском фольклоре.  Медведи, рыбы, глухари, дерева, маски - все это герои и сюжеты вырезанных сказок Надежды Вяловой. 

Для Вяловой, хантыйской мастерицы, фольклор - необъемлемая часть ее жизни. На этой культуре она выросла, впитала с детства, а сейчас передает ее своим  ученикам и внукам через «рисование ножницами», игры, изготовление кукол. Она берет в руки белый лист бумаги и ножницы - и начинает рассказывать сказку о «сюнкали» - «солнышке», о «локят» - глухарях, о женщине и птице с железным клювом, о «ряч ит колэт» - Старике и Вороне, о «Ёнк-юнк и ерше» - Водяном духе и ерше. Сначала на хантыйском языке, потом на русском. К концу сказки получается готовый сюжет - «вырезанка», где все лаконично и метафорично.

Образ животного или портрет человека, который вырезается ножницами за несколько минут,  и есть метафора. К примеру, что такое птицы, которые обильно населяют вырезанки Вяловой? На языке предков, живших в Сибири то времена, когда «Будда уже умер, а до рождения Христа еще оставалось еще несколько столетий»  -  это образы первопредка. Будучи небесными жителями, они символизируют человеческую душу. На мировом дереве птица находится на самом верху, противопоставляя себя змеям. Птицы являются  тотем того или иного племени. На парабельской и каргасокской земле до сих пор живут селькупы из рода Орла. В хантыйском языке есть немало слов, которые обозначают птиц - «порахлам пюшки» - летящая пташка, «локят» - глухари, «пюшки ая» - пташкина удача, «талах лунти» - пестрая птичка, «чучантыв» - лесная пташка, «лунтiта» - пташки.

Связь с традиционным мировоззрением коренных народов Севера в «вырезанках» Надежды Вяловой происходит на уроне  трактовки легендарных и мифологических сюжетов. В художественной интерпретации Надежды Вяловой сюжет с летящей пташкой трактуется как небылица с завитками. Часто использует художница мотив «птичья лапка». Своим ученикам Належда Брониславовна поясняет, что у коренных народов Сибири «птичья лапка» на одежде считается оберегом, а изображение глухарки на колыбели оберегает младенца от болезней и напасти.

Птицы в «вырезанках» хантыйской художницы-рассказчицы появились одними из первых. И это были уточки. Водоплавающие для народов Севера - священные птицы, ибо они умеют перемещаться по всем трем мирам. У хакасов, селькупов, хантов существуют легенды, где утки творят земную твердь. Одна из них повествует о том, что песок из верхнего мира богов в средний мир, где живет человек, уточки принесли в своих зобах, а потом девять дней колотушкой бивали его в то место, что было под ногами, так и получилась земля. Но одна уточка утаила для себя немного песка. Из него получились горы. В наказание за обман не дали «запасливой» уточке земли для проживания. Но выпросила-таки провинившаяся уточка землю размером со след трости, проткнула землю и ушла в отверстие. Так мир был разграничен на сушу и воду.

Легенда проливает свет, почему для сибирских вырезанок характерна симметрия. Во многих  картинах Вяловой присутствует орнамент, подчеркивающий этот принцип. Каждый узор - это зашифрованное послание. Любой зигзаг в геометрическом узоре должен быть выполнен по канонам, и только тогда сородич в другом месте или потомок может «прочитать» орнамент. В бересте соблюсти канон проще. Технология отработана веками. Но как ту же легенду о сотворении мира рассказать в «вырезанках»? И на этот вопрос есть ответ. «Режем к линии штришки - получаем волоски» - так собственными стихами поясняет детям Надежда Брониславовна принципы вырезания.

Сибирские они, прежде всего, благодаря сюжетам. Если в белорусских выцинанках или украинских вытынанках можно встретить мотив птицы примерно с тем же толкованием (божья пташка), то образ медведя - это безусловный признак, что автор обратился к фольклору северных народов, для которых медведь  - олицетворение человека, символ силы и величия, воскресения  новой жизни. Для хантов он - прародитель. И сегодняшние жители Каргаска, само название которого указывает на присутствие медведя – «медвежий мыс», называют хозяина тайги  «амикан» - дедушкой. В галерее «вырезанок» Надежды Вяловой более тридцати «портретов» этого животного. Но как отмечают этнографы, изображает его мастерица в жертвенной позе: голова на лапах. Эти вырезанки отсылают к традиции хантов устраивать праздник после охоты в честь зверя, подчеркивая его божественное происхождение. Своим же учениками Вялова не только показывает, как нужно вырезать медведя, но и рассказывает предание «Почему ханты медведей чтят».

Такое органичное соединение устного народного творчества и изобразительного искусства перед искусствоведами ставит трудный вопрос: к какому разряду отнести  «вырезанки» Надежды Вяловой - к материальной или нематериальной культуре?