Новости культуры российских регионов
1 октября 2013
Сибирь

Поэты компьютерного кода

Сибирский филиал Государственного центра современного искусств устроил перформанс в честь авангарда.

Несколько плазменных экранов, гирлянда бумажных копий известного супрематического плаката Эль Лисицкого «Клином красным, бей белых», виолончель, гитара и ансамбль молодых музыкантов «МОЛОТ» составили экспозицию самой необычной и самой короткой выставки, которую представил томским зрителям Сибирский филиал Государственного центра современного искусства. Ее название - «Проект утверждения новейшего (ПРОУНШ)» - указывало на то, что выставка является органичным продолжением проекта «Миры Лисицкого».

Короткой выставка получилась по продолжительности - всего два дня, 26 и 27 сентября, в одном из залов Томского художественного музея. А необычной по представленному материалу. Потому что музыка была не фоном, не аккомпанементом, а частью видеоряда, который постоянно менялся в зависимости от высоты звука. Перформанс стал воплощением идей Эля Лисицкого, который утверждал, что «жизнь динамической формы в пространстве» определяет художественную концепцию работ. Его изобретение - проуны или ПРОУНШ - происходят из  объемного супрематизма и содержательно связаны с творениями Казимира Малевича.

В данном случае именно статья Лисицкого, посвященная творчеству Малевича, вдохновила Алексея Грищенко на создание компьютерной инсталляцией «Магия звука».  Алексей называет себя «поэтом компьютерного кода», потому что «рифмует» в компьютере и с его помощью звук, цвет и  форму. Достаточно рядом хлопнуть в ладоши или произнести какой-либо звук в микрофон, как на экране различные плоскости начинают движение и трансформацию. И этот  видеомэппинг завораживал.

Завораживала и музыка  Ильи Ильдеркина, которую исполняли Дмитрий Резвов (виолончель), Василий Елиференко (гитара) и сам Илья Ильдеркин. Видеоряд, который сопровождал музыку, был составлен Владимиром Булныгиным, Алексеем Грищенко и Ильей Ильдеркиным из фильмов известного авангардиста Дзиги Вертова. Когда музыканты читали стихи, посвященные Лисицкому, зал замирал от удивления и восторга.

Представляя «Проект утверждения новейшего (ПРОУНШ)»,  куратор выставки Вячеслав Мизин, подчеркнул, что идея авангарда сейчас важна, как никогда. Поэтому ребят из «МОЛОТА» занимаются не столько «музеефикацией»  наследия Эля Лисицкого, сколько развитием его живого наследства.