Новости культуры российских регионов
14 сентября 2013
Поволжье

Шпион, разящий в сердце

ТЮЗ открыл сезон премьерой, адресованной зрителям среднего школьного возраста, а также их родителям, - лирической комедией «Операция «Память» по пьесе В. Дурненкова и Ю. Алесина «На деревню к бабушке».

Постановка главрежа театра Виктора Шраймана запомнится азартной игрой мастеров сцены, успешным дебютом новичков и намеком-уроком добрым молодцам.

Началось в деревне утро радиоконцертом по заявкам и выстрелом пенсионера Пал Акимыча (Леонид Ремнев) в перелезающего через забор пацана. Пацан по имени Гриша (Александр Харитонов) оказался не вором и не хулиганом, а москвичом, который прибыл в деревню Кочережки к своей бабушке Валентине Гавриловне (Ираида Троицкая). Как потом выяснится, бабушка она троюродная и такого внука не знает. Более того, пугается его, ибо соседка, обсмотревшаяся телевизора, ей напела, что верить современным молодым людям нельзя: они нюхают клей, душат полотенцем и похищают медальоны. Внучок же, по ходу дела сдружившийся с местной шпаной и умненькой деревенской девочкой, решил, что у бабушки отшибло память, и ей надо помочь вспомнить все, разыграв на ее глазах самую важную сцену из ее прошлого. О прошлом же Валентины Гавриловны эмоционально и пластично поведал сосед Пал Акимыч. Прежде всего, о ее возлюбленном – летчике, которого каким-то ветром занесло в Кочережки на парашюте…

Пожалуй, главный недостаток спектакля – сама пьеса. По крайней мере, для тех, кто будет сравнивать ее с настоящей драматургией, например, с немного близким по тематике «Старшим сыном».

Но для этой довольно условной истории авторы постановки придумали нужный тон: дурашливый, порой почти буффонный, а моментами пронзительный. Непременно завоюют детские аплодисменты все эти ростовые куклы – петух, заяц, еж, которые смешно наведываются в сельское житье-бытье; развеселят зрителей радиоэфиры и телесериалы, которые существуют в жизни героев практически на правах односельчан. Есть здесь и маленькие кинофильмы, и колоритные песенно-хореографические «перебивки», и традиционный для подростковой истории репертуар: противостояние своих и чужих, вызывание духов, первая любовь. А чуткие зрители, может быть, расслышат к тому же тему надуманной разобщенности как разных поколений, так и вообще страны.

Комментарий главного режиссера Виктора Шраймана:

- Мы замешали спектакль на мистике, на юморе, на комедии, на лирике – вот такой микст. У молодых героев сленг сегодняшний: «по ходу», «блин», «жесть». Их язык должен быть понятен, они не играют каких-то принцев со звезд. Они грубоваты, но они хорошие, добрые ребята, которых не может не тронуть настоящее чувство. И это чувство – это такой шпион, который проникает в сердце. Мы работали над спектаклем больше двух месяцев, очень основательно, в нем занято 22 артиста. Опытные артисты работали с такой отдачей, как будто мы репетируем Шекспира. За моего ровесника Ремнева мне иногда становилось страшно, так он выкладывался. Артистки Троицкая, Долганова, Чернова, Дацук рвались в работу, готовы были репетировать каждый день. Не говоря уже о молодых. Это счастье, когда в актерах нет цинизма. Нашего дебютанта Александра Харитонова мы пригласили на главную роль от несчастья, потому что прямо перед отпуском уехал в другой театр Миша Морозов. И большую часть работы Александр проделал сам. Я сморю – а парень как будто в этой роли родился! Очень важно, что он неиспорченный, у него чистая душа, потому что в пьесе есть одно условие, которое трудно оправдать: как в наши дни современный подросток бросает Москву и отправляется в деревню к бабушке, которую в глаза не видел, чтобы ей помочь?! Это мог оправдать только актер, который сам на такое способен.