Новости культуры российских регионов
5 сентября 2013
Центр

С любовью к Собакевичу

Театр «Шут» приглашает в обновленный музей кукол.

Уникальная  структура,  обосновавшаяся  в воронежском театре кукол «Шут» – полноценный театральный музей. Настоящее сказочное Зазеркалье – с колоритными обитателями, таинственной атмосферой  и тем особым уютом, который позволяет посетителю воспринимать музейные экспонаты не омертвевшими идолами, а отзывчивыми собеседниками. Ведь каждая кукла – с характером и судьбой…

Как всякий живой организм, музей постоянно развивается. На днях журналистам презентовали долгожданную новинку –  современную экспозицию, интерактивную. С ее «приходом»  на музейную площадку  можно  наблюдать не только рукотворных  исполнителей «в натуре»,  но и спектакли, в которых они некогда блистали.

Интерактивные экскурсии

Зал оборудовали экраном; на нем демонстрируется видео, напоминающее о перлах театральной афиши прошлого.

 – В музей помещены куклы, отработавшие на сцене по много-много  лет, –  пояснила арт-директор театра Светлана Дремачева. – Они очень долго радовали воронежских  зрителей  всех возрастов – и вот  застыли в неподвижных позах. Это всегда вызывало сожаление: сегодня в театр приходит молодежь, которая не знает, что конкретно  музейные  куклы делали на сцене. Поэтому  была у нас мечта: показывать  посетителям музея  сценическую жизнь его экспонатов. Какой она была, чем отличалась? И вот, наконец, эта мечта осуществилась:  реализован проект интерактивной экскурсии по  музею. Смонтирована нужная аппаратура; теперь, думаю, будем организовывать  отдельные интерактивные экскурсии – для тех зрителей, которые уже весь наш репертуар пересмотрели. Знают  музей, знают спектакли – а теперь смогут увидеть и отрывки того, что уже не идет в театре. И тогда – по совокупности – впечатление  от нашей работы  будет совершенно другое. Думаю, недостатка в желающих принять такое предложение не возникнет.

Я думаю ровно также. Более того, уверена в этом: в наше лукавое время здравомыслящий  гражданин  доверяет кукле больше, чем иному человеку.

– Создание спектакля – большой труд, – вторила Светлане Владимировне директор музея Ирина Бойкова. – И наши зрители-посетители обычно  интересуются театральной кухней: хотят  знать, как создаются спектакли, которые  им так нравятся. Сейчас они эту кухню могут лицезреть…


Музей театрально­й куклы при Воронежско­м государств­енном театре кукол «Шут» открыли  5 июля 2001 года. Это – овеществленная память о  петербургс­ком  режиссере  и драматурге ­ Александре­ Анатольеви­че Веселове (1951-1996), мечтавшем  о кукольном доме, где смогут жить «отслуживш­ие» свое куклы. Перевезенн­ая из Санкт-Петербурга в Воронеж  веселовская коллекция книг, кукол, видеокассе­т со спектаклям­и, афиш, буклетов легла в  основу фондовой коллекции музея, в которой сегодня насчитывае­тся около четырех тысяч  экспонатов­.

Значительная  часть того, что включено в экспозицию,  создано трудом и  талантом заслуженно­го художника РФ, лауреата Государств­енной премии им. К.С. Станиславс­кого, лауреата Государств­енной премии «За достижение­ в области литературы­ и искусства»­ Елены Луценко – главного художника «Шута». Ей и слово.

Образ в почеркушках

– Каждая кукла создается, сообразно конкретной задаче режиссера, его замыслу, – говорит Елена Леонидовна. – Дело художника – услышать и понять эту задачу, независимо от того, насколько она трудна или проста. Режиссер, давая  задание, знает, что оно выполнимо. И когда тебе говорят: «Ничего невозможного нет», –  это правда. Многое, конечно, зависит от автора: идея спектакля, персонажи обговариваются с режиссером, исходя, прежде всего, из того, что предлагает первоисточник.

– И каков путь от разговоров до готовой куклы?

– Сначала  делаются  черновые эскизы – наброски. Потом с режиссером отбираем варианты, наиболее соответствующие спектаклю. Случается, хотя и не часто, собираем персонажа по частям: голову – из одного эскиза, туловище – из другого…

– Есть, Елена, у вас любимые куклы? Понятно, что все они – как дети, во всех вложено по максимуму, но все-таки…

– Да, есть такой персонаж – Собакевич из «Мертвых душ». И еще Озерный Мальчик. Почему именно они? Понимаете, кукла – не выставочный экспонат, не прикладное искусство, она должна быть актером на сцене. Должна жить, как актер. Дышать, мыслить, говорить – и чтобы попадание в текст было стопроцентным. Ведь бывает так, что текст – сам по себе, кукла – сама по себе; она его как бы не проговаривает. А Собакевич и слова точно произносит, и долго паузу держит, как ни трудно это делать  кукле…

– А почему – если к музею возвращаться – здесь выставлены и  эскизы тоже? Ведь это не законченные произведения, «полуфабрикаты»…

– Я считаю, без эскизов музей – не полный. Эскизы отображают мысль художника, этапы «становления» героев,  показывают, как создавался спектакль. Почеркушки  дают понять, как развивался образ, каким путем шел мыслительный процесс авторов постановки. Ведь каждый спектакль не похож на предшественников. Поэтому одни и те же  куклы не могут повторяться  в новых постановках. Мало того, что автор и идея – разные, даже материалы, из которых делаются герои,  постоянно меняются.

В зоне стихийного бедствия

На следующий после торжеств  день театр кукол «Шут» отправился на длительные гастроли – на Дальний Восток,  в Благовещенск. Один их тех  городов, которые  уже энное количество недель  атакует разбушевавшийся Амур.

– Когда мы задумывали эти гастроли, конечно, не шло речи ни о каком паводке, – рассказывала Светлана Дремачева. –  Кто знал, что жители тех регионов так сильно пострадают? Безусловно, нам немного страшновато ехать в зону столь масштабного бедствия, но, тем не менее, отказать от гастролей мы не можем. Наоборот, считаем своим долгом поддержать людей в трудный момент.  Надеюсь, что наши спектакли помогут им почувствовать себя не одинокими, сохранить позитивное отношение к жизни. Чему, собственно, наши спектакли и учат.

– Что везете на Дальний Восток?

– Везем пять спектаклей, сыграем семнадцать представлений. Каждый день будет идти по два спектакля. Маленькие зрители Благовещенска увидят сказки «Волк и семеро козлят» и «Теремок». Школьникам адресован «Дикий» – по сказке Андерсена «Гадкий утенок». Для семейного просмотра предназначены  «Каштанка» и «Маленький Принц». Открытие  гастролей – 7 сентября, продлятся они по 18 сентября. Пройдут при поддержке Министерства культуры РФ.

– Есть информация  о том, как расходятся билеты?

– Как ни удивительно – с учетом  тамошней серьезной ситуации, билеты уже практически проданы. Загодя! Нас очень ждут.  Знаете, что написали благовещенские коллеги на сайте своего театра? « К нам едет театр – художественное явление мирового уровня…»  Конечно, такие слова обязывают очень постараться, и наш коллектив предельно собран. Хотим показать лучшие качества воронежских спектаклей. Сезон в Благовещенске открывается  в  только что реконструированном  театре. Площадка  подходит нам почти идеально: небольшой, как  мы любим, зал – на 250 мест. Установлено необходимое световое и звуковое оборудование; все условия для  успешной работы   – в наличии.

– А когда откроете сезон в Воронеже?

– 4 октября – спектаклем для взрослых  «Король Лир». А 6 октября – премьерный спектакль для детей «Плывет, плывет кораблик по имени Маршак».