Новости культуры российских регионов
19 августа 2013
Поволжье

«Осенью будем снимать детское кино»

В 2012 году «короткометражка» «Одна минута» попала в программу Short film corner Каннского кинофестиваля и сделала уроженку Новокуйбышевска, ныне живущую в Москве, Елену Галянину всемирно известной.

Она рассказала АКИ о новых проектах.

Новые знакомства

- Что за прошедший год изменилось в вашей творческой биографии, помимо фестивального успеха «Одной минуты»?

- Благодаря «Одной минуте» я впервые попала на Каннский кинофестиваль, и в моей жизни появились новые люди и новые проекты. В 2013 году в Каннах от России было представлено очень много фильмов, одних только короткометражек около пятидесяти. В их числе была и «Одна минута».

Фильм не участвовал в конкурсной программе – мы не подавали заявку, потому что, честно говоря, я думала, что лента не подходит по формату. Теперь жалею: надо было рискнуть. «Одна минута» была включена в программу Short film corner, что в переводе на русский – «Уголок короткого метра». Так называется площадка, созданная на Каннском фестивале специально для режиссеров, снимающих короткометражное кино. Кроме авторов и продюсеров, в ней участвуют фестивальные отборщики, эксперты и программные директоры европейских телеканалов, которые специализируются на коротком метре.

В нашей стране подобных площадок не существует. Но в Европе на крупнейших фестивалях короткометражки принимают с большим удовольствием, предоставляют авторам возможность снимать такое кино, знакомиться, общаться друг с другом и создавать совместные проекты.

Все это позволяет начинающим режиссерам обрастать новыми творческими контактами, средой. Например, я познакомилась в Каннах с режиссерами и продюсерами из Белоруссии, Прибалтики, Австрии, и у нас появилось много идей, которые можно развивать. В частности, этой осенью я планирую приступить к съемкам полнометражного детского фильма в качестве сорежиссера, это совместный российско-белорусский проект.

Еще одна хорошая новость: в этом году мы с Таней Загдай, автором сценария «Одной минуты», участвовали в питчинге Московского кинофестиваля с новой работой. Питчинг — это публичная защита проектов перед экспертами из мира кино, раньше на ММКФ такого не было, и это первый питчинг в его истории. Наш проект вошел в число короткометражных сценариев-победителей, награда – бюджет на производство фильма. Он будет называться «Каждую пятницу», я планирую снимать картину будущей весной. Это история про подростков, живущих в глубинке. Главная героиня – девочка, мечтающая уехать из душного маленького городка.

В поисках места

- На каком сейчас этапе работа над проектом «Каждую пятницу»?

- Сейчас идет подготовительный период. Мы дорабатываем сценарий. Грант, полученный нами на производство фильма, составляет 1 миллион рублей. В первую очередь необходимо выбрать объекты для съемок, составить смету, режиссерский сценарий, и поэтому какое-то время мы посвятим оформлению документов и подготовке постановочного проекта. Проведем кастинг. Сейчас я ищу актрису на роль главной героини. Съемки предположительно пройдут в Тверской области.

- Почему фильм будет сниматься именно в этом месте?

- По сценарию действие картины происходит в небольшом поселке в провинции, куда один раз в неделю приходит поезд из Москвы – это была изначальная придумка сценаристки. На этом поезде много лет назад уехал в столицу отец главной героини, и девочка каждую пятницу приходит на вокзал встречать московский поезд. Она верит, что отец вернется, потому что обещал. Соответственно одним из центральных мест действия является провинциальный вокзал или железнодорожная станция.

Сценарий фильма был написан два года назад. До недавнего времени он лежал на полке; мы про него помнили, но он не был для нас актуальным: съемки на железной дороге — это дорого, и без финансирования, на одном энтузиазме, хорошо снять не получится. Мы занимались другими, более горячими, проектами. И, ни на что особо не надеясь, подали заявку на конкурс ММКФ. Но когда выяснилось, что мы вошли в шорт-лист и буквально через неделю нам надо защищать проект и рассказывать подробности о будущем фильме, мы резко озаботились вопросом «А где же в России есть город, в который поезд из столицы приходит один раз в неделю?». Честно говоря, мы думали, что такого не найдем, и придется менять сценарий. Я все-таки решила поискать в Интернете, и выяснилось, что в Тверской области есть поселок Селижарово, куда раз в неделю приходит единственный поезд из столицы «Москва – Осташков». Я восприняла это как знак свыше. Мы стали «копать» дальше, нашли фотографии этого поселка и поняли, что это оно, наше место действия. На днях мы с группой ездили туда, говорили с людьми, смотрели окрестности, и сейчас мы будем искать возможность организовать съемки именно там.

История у нас весенняя, поэтому снимать планируем в апреле - начале мая. История будет драматическая, но нежная, про влюбленность, становление и взросление, и очень хочется застать первое весеннее цветение – в это время распускаются вишни и яблони, думаю, природа будет работать на драматургию.

Мы надеемся, что закончим картину к июню 2014 года. Премьера запланирована на следующем Московском кинофестивале.

В Каннах я познакомилась с одним первоклассным оператором. Фамилию называть пока не буду, потому что боюсь сглазить – если он даст согласие работать над проектом, то обязательно все расскажу. Он, как и я, оказался из Самарской области, а сейчас живет и работает в Москве. Я восприняла это как еще один хороший знак и горжусь, что встречаю в столице по-настоящему талантливых людей, связанных с Самарой, которые пробиваются и показывают хорошие результаты там, где есть очень сильная конкуренция.

- Как появилась история про девочку в «Каждую пятницу»? Есть ли у нее биографическая основа?

- Да, есть. Эмоционально это моя история, хотя я выросла в полной семье, мои папа с мамой прекрасно живут вместе уже много лет, и в этом смысле я счастливый ребенок. Но независимо от того, как складывается жизнь в семье, любой подросток, в силу обостренного восприятия, чувствует себя чужим, отделенным от остального мира. В этом плане в «Каждую пятницу» присутствуют мои воспоминания и когда-то пережитое ощущение отчужденности, желание поскорее уехать.

Однако в основу фильма положена и личная история одного моего знакомого человека, который пережил нечто подобное, что и главная героиня ленты. Когда-то этот человек рассказал нам, как ему приходилось ходить на вокзал и ждать. Но мне хочется рассказать историю не столько о конкретном человеке, сколько о свойственной переломному возрасту отделенности, оторванности от мира.

Возрождение детского жанра

- Расскажите про полнометражный фильм, который вы готовите.

- Про него тоже пока рано говорить, потому что идет подготовительный период. Но я надеюсь, что все случится так, как мы задумали, и съемки детского фильма состоятся в середине осени в Белоруссии.

- Как вы считаете, возможно ли сегодня в России создание детских картин, сравнимых по уровню с советским кино?

- Мне кажется, что да. Дело в том, что советское кино имело практически неограниченные бюджеты. И если у великих режиссеров что-то не получалось, они имели возможность переснять свои ленты. Сейчас кинопроцесс устроен так, что этих возможностей у современных авторов нет.

Тебе нужно выполнить коммерческие обязательства в сжатые сроки. Ты не имеешь права подвести других людей. Из-за таких условий, конечно, качество современного кино страдает. Но мне кажется, ситуация начинает меняться и приходит понимание того, что подготовка картины должна быть более тщательной, что есть какие-то зрительские ожидания, которые в реальности могут отличаться от того, чего хочет продюсер, и надо эти ожидания изучать. Мы потихоньку приходим к модели кинопроизводства, которая существует на Западе, когда фильм тщательно готовится профессиональной командой.

Может быть, я идеализирую, но мне очень везет на продюсеров и партнеров. Все адекватно оценивают свои возможности, и мы спокойно снимаем кино. Я надеюсь, что новый проект понравится не только тем, кто ходит в кино на молодежные комедии, но и тем, кто вырос на советских детских фильмах.