Новости культуры российских регионов
19 августа 2013
Поволжье

Алексей Якиманский: Похвистневу нужен профессиональный театр

Осенью этого года исполнится 20 лет Похвистневскому театру «САД».

Именно в 1993 году супруги Алексей и Наталья Якиманские приехали в Похвистнево и предложили взрослым, вполне серьезным людям «поиграть с ними в театр». Так появился театр «САД». Вскоре к нему присоединилась и молодежная студия «Ступени», а спустя несколько лет театр кукол «ДиВ». Сегодня эта триада называется «Театрально-творческое объединение «САД». Не дожидаясь юбилея, мы встретились с директором театра Алексеем Якиманским.

- Почему театр назвали «САД»?

- САД - это красиво, так думают все. На самом деле, я это расшифровывал как «Союз актеров дилетантов». Ведь, по сути, в 1993 году вся наша театральная компания возникла  на дилетантах-энтузиастах. Конечно, о расшифровке я тогда никому не говорил. А спустя несколько лет, один из наших уважаемых зрителей меня спросил: «Это у вас расшифровывается как союз актерских дарований?» Я сказал: «Да!» И потом на буклете мы так и написали.

- А давно возник молодежный театр?

- Фактически с самого начала. Мы первые годы делали по два-три спектакля ежегодно. Оформление и костюмы делала Наташа - моя супруга и параллельно преподавала в школе искусств на хореографическом отделении. Ну а потом полностью перешла в театр и возглавила детскую студию. Сейчас у «Ступеней» свой авторский репертуар. Конечно же, и оформляет эти спектакли Наталья Владимировна сама. Театром кукол руководит Елена Шерстнякова, которая кроме всего прочего является и актрисой взрослой труппы театра. Кстати, недавно мы приезжали с ней в Самару на гастроли, со спектаклем «Скамейка».

- Многие из ваших артистов поступают учиться профессионально?

- Нет.

- Я знаю. Вам жалко, они вам самому нужны?

- Что значит жалко? Они все равно куда-то потом поступают. А из наших ребят профессиональным артистом стал Иршат Байбиков, сейчас он артист Драмы, в этом году получил «Самарскую театральную музу» и Александр Герасимчев, который в этом году окончил курс Вячеслава Гвоздкова в университете Наяновой. Наша актриса Рима Сайфутдинова снималась у Сергея Урсуляка в фильме «Жизнь и судьба», кстати вместе с Иршатом. Правда, этот эпизод полностью в фильм не вошел. Возвращаясь к разговору, могу сказать, что нет, не многие поступают, потому что мы придерживаемся такого мнения: профессия актера очень сложная, и мы всегда говорим об этом честно. Я просто спрашиваю человека: «Как ты будешь содержать семью? Готов ты играть «котика с усами» 1 января утром? Ты думаешь, что сразу начнешь сниматься в кино?» Поэтому пусть в театр профессиональный идут только те, кто действительно не может без этого жить. А удерживать бесполезно, все равно люди уезжают. Даже те, кто учится в Похвистневе, смотрят в другую сторону. Ведь город маленький. И это нормальная ситуация.

- А вы в Похвистнево откуда приехали?

- С севера, из Магаданской области. Хотя я когда-то и учился в Самаре, окончил авиационный институт и уехал по распределению на Колыму. За романтикой. Именно там я начал заниматься сначала с детьми во Дворце культуры, потом со взрослыми. Потом расстался с авиацией, перешел работать режиссером, позже окончил институт в Хабаровске, режиссерское отделение. Потом с семьей переехал в центр Колымы в поселок Синегорье. Это была всесоюзная ударная стройка. Строилась первая на северо-востоке ГЭС - Колымская. А что такое всесоюзная стройка? Это значит средний возраст где-то до 30 лет. На Колыму съезжалась молодежь со всей страны. Там мы ставили и «Эффект Редькина», и «Птицы нашей молодости», и «Карету», и «Притворщиков» (я же вырос на самарской драме). Когда началась перестройка, Север стал никому не нужен, начался массовый исход. В 1992-м мы нашли деньги на контейнер и уехали. Год жили в Самаре, супруга даже успела в училище культуры поработать. Потом нам предложили жилье и помещение для театра в Похвистневе. А так как мы жили, прежде всего работой, то, конечно, согласились.

- Сколько у вас в театре профессиональных актеров?

- Нисколько. Люди, не имеющие специального образования, играют в свободное от основной работы время. Сегодня в спектаклях занято 60 человек, включая детей. Взрослых 21 человек.

- У вас шикарное здание с колоннами, выложенный плиткой театральный дворик, а какого труда стоило доказать, что в этом небольшом городе театру быть, и быть именно на таком уважаемом положении?

- Здание, к таком виде, какое мы имеем сейчас, было построено в 2007 году. А мы приехали в 1993-м. Первый спектакль был показан на большой сцене ДК, потом вышел второй, и город сказал: «Будем делать камерный зал». Сделали, мы стали работать дальше. Затем мы пригласили к себе тогдашнего руководителя управления культуры Светлану Хумарьян, которая посмотрела и сказала: «Да». И сразу же нам были организованы гастроли в Самарский театр драмы, это в 1997-м. А в 1998-м Вера Ершова приняла участие в спектакле «Ретро». Она играла на одной сцене с актерами-любителями. Начиная с третьего года жизни театра, мы уже давали около 100 представлений за сезон, в репертуаре было 5-6 спектаклей. В 2005-м «САД» вошел в фестивальную обойму и стал представлять Россию на международных фестивалях. Мы неоднократно были в Прибалтике, в Венгрии, по линии Самарского отделения СТД, были в Болгарии, Германии, в российских городах: Омске, Питере, Нижнем Новгороде, Липецке, естественно, показывали спектакли в Самаре и Самарской области. В 1997 и 1999 годах  провели два областных фестиваля. Участвовали в «Золотой Репке» в 2005 году. То есть долгие годы мы доказывали, что имеем право на жизнь. Но это не только наш труд, это, прежде всего, труд людей,  актеров-любителей, которые играют спектакли, собирая аншлаги.

- В этом году пройдет пятый международный фестиваль «Ваш выход»?

- Официально он называется Открытый фестиваль любительских театров малых и средних городов России. Но фактически он международный, потому что приезжают гости из-за рубежа. В этом году будут театры из Голландии, Польши и Литвы. В состав экспертного совета войдет европейское светило - режиссер, театральный педагог Гитис Падегимас из Клайпеды.

- Я знаю, что на фестивале будет проходить выставка кукол, автор которых ваша дочь Алиса Якиманская.

- Да. А в апреле этого года у нее уже состоялась выставка «Многоточие…» на всероссийском фестивале «Помост» в Новокуйбышевске.

- Старший ваш сын Ростислав - медик, внуки, которых у вас 6, еще, наверное, не определились с будущей профессией. Но дочь Алиса является еще и художником-постановщиком нескольких спектаклей в театре «Грань»?

- Да, это кукольный спектакль «Вол и осел при яслях» и спектакль «Фрекен Жюли». В СамАрте она делала маски к спектаклю «След отца». В театре «Ступени» она вместе с мамой оформляет спектакли. Важно и то, что бренд нашего фестиваля – это тоже ее кукла. Это такой чудак, у которого на голове стопка книг и чашка кофе, а под распахнутым плащом – сцена, лесенки, маски, ножницы, кисточки – это «человечек–театр».

В ноябре «САД» отметит день рождения. Исполнится ровно 20 лет с того самого дня, как в помещении профсоюзной библиотеки в ДК Похвистнева собрались будущие артисты театра и начались первые репетиции. В марте 1994-го вышла премьера «Дикари, что вы устроили в моей квартире?» по пьесе Манье «Блэз». В 1996 году театр получил звание народного. Теперь у супругов Якиманских есть твердое убеждение:  Похвистневу нужен свой профессиональный театр.

СПРАВКА

Алексей Якиманский, заслуженный работник культуры РФ, член Союза театральных деятелей РФ, директор, режиссер «Театрально-творческого объединения «САД» города Похвистнево. Осуществил в Похвистневе более 30 постановок. Директор Открытого (международного) фестиваля любительских театров малых и средних городов России «Ваш выход». Лауреат премии СТД РФ «Признание» в номинации «За поддержку любительского театра России» в 2010 году. Окончил Хабаровский государственный институт культуры.