Новости культуры российских регионов
10 августа 2013
Поволжье

«Я доволен работой с актерами театра «Колесо»

В тольяттинском театре «Колесо в конце июля прошли репетиции столичного режиссера по пластике, создателя и руководителя пластического театра «Мим-оркестр» Алишера Хасанова.

Он участвует в постановке спектакля по пьесе испанского драматурга Алехандро Касона «Три супруги – совершенства». Алишер Хасанов - наш собеседник.

«Самое сложное – найти в пьесе воздух»

- С какими сложностями вы встретились в работе над спектаклем?

- Самое сложное – найти воздух в этой пьесе, герои которой погружены в быт. Я пытаюсь в этом материале нащупать главную тему – мне кажется, она связана с чувством любви - и дать ей полет с помощью пластики. Сюжет пьесы «Три супруги – совершенства» во многом построен по классической структуре итальянского театра масок - комедия дель арте. Три главных персонажа пьесы составляют некий классический треугольник - это Арлекин, Пьеро и Пьеретта. Зритель не увидит масок этих персонажей в конкретном изображении. Характер каждого персонажа в нашем спектакле будет передаваться с помощью движения, жестов. У каждого из героев – свой пластический сюжет. А я ставлю классические движения, помогая каждому из актеров найти собственный рисунок. В начале нашей постановки будет пластический пролог, в котором мы предвещаем сюжетные линии спектакля. Затем время от времени будут возникать пластические отступления. За счет этого мы с режиссером спектакля Валентином Варецким хотим придать постановке некую вторую реальность… Ведь помимо реального мира, который нас окружает, есть и другой мир, непостижимый.

- Видимо, немаловажное значение для вас как режиссера будет иметь музыкальное сопровождение пластического действия…

- Конечно. Но оно не будет носить национальный испанский колорит, хоть пьеса и испанская. Для нас с режиссером спектакля более важны общечеловеческие вещи, заложенные в тексте пьесы. В спектакле будет звучать аргентинское танго, а также попсовая песня 60-х годов. Она придаст спектаклю некую ностальгическую нотку. Ведь по сюжету три пары справляют семидесятилетие и вспоминают о своем прошлом.

- Как вам работается с тольяттинскими актерами?

- Я доволен работой с актерами театра «Колесо». Это хорошие артисты, которые чувствуют пластику своего тела. Я говорю, в том числе, и о тех молодых актерах, на которых падает главная нагрузка по созданию пластического рисунка нашего спектакля. Они понимают, чего я от них хочу. И мы легко находим общий язык.

- Вы допускаете импровизацию?

- В разных спектаклях это бывает по-разному. Конечно, есть жесткая форма пластического рисунка спектакля. Каркас. Но я сторонник того, чтобы в этом заданном рисунке актеры имели возможность проявить свои индивидуальности. Если танец формален и, глядя на танцующего человека, мы наслаждаемся, прежде всего эстетикой тела, то театр - совсем другое дело. Здесь, прежде всего, важна личность человека, которая проявляется через движения на сцене. Рад, что и в работе над спектаклем «Три супруги - совершенства» было именно так.

- А нет ли опасений, что внедрение пластических этюдов в драматический спектакль покажется слишком неожиданным для зрителей?

- Неожиданное, новое зрителей как раз и привлекает.

Театральная игра неотделима от пластики

- Вы ставили и спектакли, и балеты, и цирковые представления. А сами себя ощущаете больше хореографом или режиссером по пластике?

- Больше чувствую себя режиссером по пластике. Все-таки двадцать лет работы с разными драматическими театрами оставили свой отпечаток. Хотя я продолжаю заниматься и хореографией. Ставлю, например, номера для артистов балета, которые готовятся к конкурсам.

- Как вы считаете, любой ли хороший драматический актер способен создать нужный для спектакля пластический рисунок?

- Театральная игра неотделима от пластики. Жесты могут рассказать немало о внутреннем мире человека. Любой хороший актер, мне кажется, способен передать своим телом больше, нежели словом. Хотя при постановках я, конечно, стараюсь учитывать и возраст, и природные данные актеров. Но все они в любом возрасте могут управлять своим телом так, чтобы на сцене это выглядело выразительно. Так уж устроена актерская природа. Монолог, просто прочитанный со сцены, сегодня уже не так воздействует на зрителя, как это было раньше. Если монолог сочетается с пластикой, которая может предвещать или завершать его, это может быть гораздо выразительнее.

 

Вокруг Мим-оркестра»

- То есть с помощью жестов и движений можно передать любой спектр чувств?

- Да, и этим я занимаюсь в своем коллективе «Мим-оркестр». Там собраны драматические актеры - в основном, молодые - которые желают и могут что-то сказать зрителю с помощью пластики. Иногда мы пытаемся соединить пластику со словом. Как, например, в программе «Окно в Париж». Хотя это очень сложно - объединить и то и другое в одном спектакле. А в скором времени «Мим-оркестр» приступает к репетициям «Свадебки» на музыку Стравинского. Очень интересная работа.

- Что в истории театра предшествовало созданию вашего «Мим-оркестра»?

- В истории театра было и есть немало интересных мировых пластических школ. Для меня наибольший интерес представляет школа Михаила Чехова. А также школа польского режиссера Ежи Гротовского. Интересен опыт Всеволода Мейерхольда - прежде всего, по созданию мизансцен. Он прекрасно понимал, как лучше разместить артистов в сценическом пространстве, и это помогало им пластически выразить себя наилучшим образом. Конечно, для меня очень важен опыт работы нашего современника Андрея Дрознина, который возглавляет кафедру Пластической выразительности актера в Театральном институте им. Б.В. Щукина. Кстати, я тоже прошел опыт «Щуки» - ставил там для студентов этюды. Меня приглашали и преподавать там, но я испугался - молодой еще был.

- Считаете ли вы, что любую классическую пьесу можно передать средствами пластики?

- Конечно, и это показывает опыт современного мирового театра. Если есть хорошая драматургия, она переводится на язык пластики. Есть современные хореографы, которые делают серьезные спектакли, например, по мотивам Чехова. Среди них - выдающийся шведский хореограф и режиссер Матс Эк. Так, в спектакле по «Дяде Ване» он неожиданным образом и очень убедительно соединяет слово и движение.

- Что у вас в ближайших планах?

- Как режиссер по пластике я буду ставить спектакли в Ногинске, в Московском областном драматическом театре. Буду работать в «Табакерке». Там я участвую в постановке спектакля «Сверчок на печи» по Чарльзу Диккенсу.

 

Справка

Алишер Хасанов родился в 1972 году. Окончил Алма-Атинское государственное хореографическое училище. Был солистом Театра оперы и балета при Санкт-Петербургской консерватории, Русского камерного балета «Москва»,  Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Окончил ГИТИС по специальности «педагог-хореограф». Был главным балетмейстером Детского музыкально-драматического театра «А-Я» в Москве. Ставил спектакли в России, Китае и Израиле. Был постановщиком программ для гастролей в Японии и Англии Цирка на Цветном бульваре.