Новости культуры российских регионов
30 июля 2013
Поволжье

Плясать иль не плясать? Вот в чем вопрос

«Арт-хор» Галины Супруненко представил в зале консерватории свою новую программу.

Этот коллектив – явление для хорового Нижнего Новгорода, безусловно, нестандартное и тем самым привлекающее интерес: в зале был аншлаг. Хотя «Арт-хор» родился уже на подготовленной почве – видится московский «след», оставленный гастролями «Хорового театра» под руководством Б. Певзнера, а также опыт молодой консерваторской кафедры актеров музыкального театра по созданию оригинальных сценических версий отдельных музыкальных номеров, а порой и оперных сцен.

Галина Супруненко всерьез увлеклась идеей хорового театра – не только теоретически (недавно ей защищена кандидатская диссертация по данной теме), но и практически – итогом стал концерт-спектакль «Преломления», о котором и пойдет речь.

«Преломления» включили в себя две части: первая представляла собой три эпизода, объединенных танцами и испанским колоритом; во второй прозвучал концерт-рапсодия Эдуарда Фертельмейстера «Песни сердца». Хор, а фактически ансамбль солистов, создал сценические версии нескольких популярных произведений: в их число вошли «Павана» Форе и «Болеро» Равеля. Оба сочинения, написанные в оригинале для инструментального состава, дополнились на этот раз хоровой партией. И надо сказать, что в Паване такое решение (принадлежащее кстати самому Форе) довольно органично – её мягкие мелодические контуры словно взывают к пению, рождая пленительный рассказ о взаимоотношениях мужчин и женщин, раскрытый в танце. На это было и приятно смотреть, и не менее приятно слушать!

Второй номер – Испанская серенада –вероятно задумывался как подготовка к кульминации первой части – «Болеро», объявленное в программе «магическим действом». Однако магия известного шедевра Равеля была начисто разрушена именно тем, чем коллектив блистал в предыдущих номерах, а именно сценическим воплощением. Хотя проблема не только в этом.

Во-первых, «Болеро» - композиция, скорее, инструментальная, чем вокальная, переносить её целиком с инструментов на голоса – шаг рискованный и невыигрышный. Голоса, раздельно неплохо презентовавшие саму мелодию, совершенно дисгармонировали в сложных созвучиях и фактически выдохлись к кульминации, не в пример трем гитарам, барабану и роялю.

Во-вторых, тяжелая в исполнении хоровая партия дополнилась невыразительной хореографией: хор монотонно жестикулировал, сидя на стульях, и лишь один из участников, выдавая себя по сюжету за лидера, отдувался за всех, иногда в прямом смысле – отжимаясь на сцене. В итоге композиция оказалась самым слабым номером всей программы и за великую музыку, пострадавшую в ходе такого эксперимента, было действительно обидно до слез!

Вторая часть, к счастью, восстановила казалось утраченную после «Болеро» гармонию, порадовав адекватным сочетанием собственно музыкального и сценического рядов. «Песни сердца» Э. Фертельмейстера покорили искренностью музыки и национальным еврейским колоритом (ансамбль, аккомпанировавший хору, составили скрипка, кларнет, контрабас и рояль). Особенно запомнилась аккапельная «Hatikva» («Надежда»), открывающая произведение и «Balalaika» с прекрасным дуэтом Натальи Лясковой и Алексея Кошелева – приглашенных для исполнения вокалистов. Этот дуэт был исполнен потом на бис.