Новости культуры российских регионов
19 июля 2013
Поволжье

В Самару привезли работы классика абстракционизма

В Самарском художественном музее открылась выставка Юрия Злотникова — одного из самых знаменитых из ныне живущих художников, работающих в области беспредметного искусства.

Юрия Злотникова, начавшего творить в конце 1950-х, называют продолжателем традиций Малевича. Параллельно с выставкой в Самарском художественном музее у художника проходят еще несколько выставок в Европе, в т.ч. в знаменитой галерее  Saatchi.

Подчеркивая особый статус художника, создатели выставки разместили ее в постоянной экспозиции музея, в недавно отремонтированных залах авангарда. И нисколько не просчитались — по замаху и глобальности тем картины Злотникова не просто не уступают, а скорее оставляют позади локальные поиски художников-футуристов, к которым привыкли эти стены. Мы действительно увидели искусство, ставящее себе совершенно нехарактерные для нашего времени задачи — системного понимания человеческой природы, изменения картины мира и т.д. Все, о чем говорили Малевич и Кандинский, Юрий Злотников повторяет сейчас. В этом смысле присутствие художника, готового подробно комментировать каждую свою работу, конечно, было не менее ценным, чем сама выставка, которая много теряет без этих комментариев. Впрочем, работа художника с краской и сама по себе оставляет сильное впечатление.

На выставке представлены главные периоды творчества Злотникова. Вот пара работ из ранней, ныне знаменитой серии «Сигнальная система» («Вот эта картина фиксирует то, что происходит в голове у человека во время чтения, а здесь вы видите два сигнала. Вы не можете их расшифровать словами, но отношения между пустым пространством и знаками все равно считываются нашим восприятием», - комментирует Злотников). Вот фигуративные работы, написанные на строительстве Балаковской электростанции («Здесь очень сложная работа с пространством, выражающая мою симпатию к этим людям. Это было мое открытие русского народа...»). Самые знаменитые, «космические» полотна Злотникова сменяются хаосом черточек и точек — это «новое мышление», к которому художник пришел в 1990-е.

«Раздвинуть рамки мышления местной публики» художнику удалось.