Новости культуры российских регионов
14 июля 2013
Поволжье

В Самаре проходит выставка об инженере Максе Айте

На днях в музее «Самара космическая» открылась выставка MAX 8. Она посвящена мало известному в России, но почитаемому в Германии инженеру, писателю, художнику Максу Айту (1836 - 1906).

Макс Айт - выпускник политехникума в Штутгарте, работник зарубежного представительства английской фирмы «Джон Фаулера», для которой разработал модель самодвижущегося парового плуга. С 1863 года с испытательным заданием от фирмы в Лидсе инженер проехал ряд стран - от Америки и Северной Африки до России, которой продавал дорожные тягловые локомотивы для армии. Он дважды посетил Самару - летом и осенью 1876 года. В нашей области Айт испытывал паровые машины своей фирмы. Во время поездок он записывал воспоминания, вел дневники, сочинял романы и писал стихи, а еще писал картины с изображениями мест, в которых бывал.

На протяжении ряда лет популяризацией жизни и творчества инженера занимается потомок Айта по материнской линии, художник из Штутгарта Ульрих Бернхардт. До Самары подготовленная им экспозиция побывала в городах США, Египта.

Выставку открывает стенд с текстовой информацией о жизни и творчестве Айта по материалам статьи профессора СамГУ Сергея Дубинина. Рядом со стендом находится раздел экспозиции «Акварели Макса Айта», включающий оригиналы его работ периода 1860-80-х годов с изображениями реалий США, Египта, Болгарии и России. Второй раздел выставки состоит из  видео- и документальных материалов о жизни Макса Айта. Часть экспозиции включает собранные Ульрихом Бернхардтом фото из Египта и США на тему катастрофического техногенного воздействия человека на природу и стихийных бедствий. Идейным продолжением этого раздела выставки становится рубрика «Рамы без картин», в котором пустые рамы украшены надписями с прогнозами последствий положительной или негативной человеческой деятельности. Центр же экспозиции образует «пашня»: стол с насыпанной на его поверхности землей, сквозь которую проглядывают написанные на цветной бумаге афоризмы из текстов Айта. К «пашне» прилагается кисточка, чтобы гость выставки мог разгрести землю и найти новые цитаты Айта, то есть «раскопать глубинные смыслы» его творчества.