Новости культуры российских регионов
8 июля 2013
Поволжье

В Самару привезли выставку казахского современного искусства

На днях в музее Алабина открылась масштабная выставка казахского современного искусства «Лицо невесты».

В прошлом году кураторский проект Наили Аллахвердиевой успел побывать в Москве, затем в пермском музее PERMM, а теперь добрался и до Самары.

Впервые за 20 лет

Современное искусство Казахстана до проекта «Лицо невесты» было мало знакомо в России - работы художников выставлялись и приобретались в основном за рубежом. Впрочем, в отличие от столиц, в Самаре с казахским искусством знакомы очень даже неплохо. Например, некоторые из представленных на выставке художников участвовали в Ширяевской биеннале современного искусства. Более того, некоторые предметы на выставке уже ранее экспонировались у нас. Работа из серии «Пик коммунизма» Ербосина Мельдибекова была представлена а рамках Номадического шоу в Ширяеве в 2009 году. Список выставок, в которых участвовали мастера из соседней республики, можно продолжить и дальше.

Но такая масштабная выставка, включающая в себя лучшие образцы казахского contemporary art, проводится в Самаре, пожалуй, впервые за 20 с лишним лет. «Находясь рядом, все работы взаимно заряжают друг друга новой, дополнительной энергетикой, которой не было бы, будь они выставлены поодиночке», - считает арт-критик Константин Зацепин.

«Обычно казахское искусство на экспорт подается под маркой «номадизма», и таким было рабочее название выставки. Но все же казахское искусство глубже. Проект Аллахвердиевой сложен не из остроактуального искусства, той «мастерской», которая происходит здесь и сейчас; она собрала самое показательное, самое важное за те 20 лет, что Казахстан оторван политически и медийно от России», - писала в 2012 году о выставке «Газета.ru».

Поднятое покрывало

Экспозиция неслучайно носит название «Лицо невесты». Организаторы выставки сопоставляют происходящий в пространстве экспозиции контакт двух культур с неотъемлемым элементом казахской свадьбы - обрядом Беташар. Во время него поднимается покрывало, скрывающее лицо невесты, и жених видит настоящий лик своей возлюбленной. Так же и существующий в голове зрителя собирательный культурный образ Казахстана, собранный из множества стереотипов, на выставке должен смениться реальным отражением казахской культуры. «Казахстан - ближайшее к нам иностранное государство. Но мы мало знаем о нем, - рассказал АКИ арт-критик, сотрудник Музея модерна Илья Саморуков. - Думаем, что там пески, лошади и прочие элементы кочевой жизни. Еще знаем, что там идет бурное строительство небоскребов. С современным искусством Казахстан ассоциируется слабо, хотя в Самаре казахские художники не раз выставлялись. Например, на Ширяевской биеннале».

В одной экспозиции собраны работы состоявшихся современных художников - Рустама Хальфина, Альмагуль Менлибаевой, Ербола Мельдибекова и Молдакула Нарымбетова и начинающих молодых авторов, в их числе - Наташа Дю, Бахыт Бубиканова и Гайша Маданова. Диапазон тем и работ творцов Казахстана несколько иной, нежели у российских художников. Их арт-объекты отражают размышления над взаимодействием человека и природы, степи и европейской цивилизации. А образы традиционного казахского быта в их работах неразрывно соединены с реалиями советского и постсоветского пространства. В причудливых образах казахского контемпорари арт находит отражение широкий спектр социально-политических проблем - от исламизации Средней Азии и угрозы гражданской войны до неоднозначного положения женщины в семье и обществе.

Лучший кураторский проект

Представленное на выставке современное искусство Казахстана «интересно не как пример какой-то местечковой этнографии,  выглядит оно вполне интернационально, - считает Константин Зацепин. - Прежде всего это заслуга куратора. «Лицо невесты» - прекрасный образец кураторской работы. Здесь нет ни одного проходного произведения. Похоже, Наиля отобрала реально лучшее, что вообще есть в Казахстане».

В 2012 году куратор выставки Наиля Аллахвердиева получила премию Сергея Курехина в области современного искусства в номинации «Лучший кураторский проект».

 

Константин Зацепин, арт-критик:

- Казахским художникам удается весьма органично объединить свою кочевническую identity с вполне западными технологиями создания объектов и видео. В результате их искусство интересно не как пример какой-то местечковой этнографии, но выглядит вполне интернационально. Прежде всего, это заслуга куратора. «Лицо невесты» - прекрасный образец кураторской работы. Здесь нет ни одного проходного произведения. Похоже, Наиля отобрала реально лучшее, что вообще есть в Казахстане. Некоторых авторов уже даже нет в живых. Более того, находясь рядом, все работы взаимно заряжают друг друга новой, дополнительной энергетикой, каковой не было бы, будь они выставлены поодиночке.

Илья Саморуков, сотрудник музея Модерна:

- Казахстан - ближайшее к нам иностранное государство. Но мы мало знаем о нем. Думаем, что там пески, лошади и прочие элементы кочевой жизни. Еще знаем, что там идет бурное строительство небоскребов. С современным искусством Казахстан ассоциируется слабо, хотя в Самаре казахские художники не раз выставлялись. Например, на Ширяевской биеннале. На выставке «Лицо невесты» все стереотипы о казахской культуре подаются с неким интеллектуальным усилием. Созерцательные работы вводятся куратором в критический контекст. Рука куратора очень заметна. Но в целом получилась довольно репрезентативная выставка, которая позволяет разглядеть восточного соседа. С ним у нас, если судить по выставке, немало общего.