Новости культуры российских регионов
8 июля 2013
Поволжье

Ушел из жизни режиссер Петр Монастырский

В больнице им. Пирогова скончался легендарный самарский режиссер Петр Монастырский. 17 июля мэтру исполнилось бы 98.

Варвара ближе Катерины

Он прожил почти век - человек-эпоха, человек-легенда, человек, создавший бренд «Куйбышевский театр драмы» и миф о театральном городе, с которым Самара ассоциируется до сих пор. Казалось, что Монастырский будет всегда. А он немного не дожил до своих 98.

О его характере ходили легенды - разного толка, многие из них не следует вспоминать в некрологе. Но иначе и быть не могло - столько лет держать театр в своих руках мог только человек очень сильный и, само собой, непростой. Авторитет у Монастырского был непререкаемый, уважали его все - и актеры, и самарские зрители, до сих пор вспоминающие «театр Монастырского» (не все они застали спектакли мэтра, кто-то видел уже излет его карьеры - и тем не менее, сила легенды была непреодолима).

Но больше всего вы понимали из личного общения с мэтром. В 2010-м я делала последнее свое интервью с ним - к 95-летию. К тому времени уже успела сформулировать секрет долголетия этого человека и снова проверяла: все пыталась поймать Петра Львовича на малейшей неуверенности в себе. Он, в свою очередь, «всю дорогу» пытался подловить меня: на незнании его биографии, на театральной безграмотности, на непонимании сути вещей. «Горе от ума» - знаете пьесу?» - нормальный такой вопрос в нашем диалоге.

Мои же сомнения Петр Львович умудрился развеять еще до встречи. Я звонила ему в страшную августовскую жару. Была пятница, интервью он назначил на воскресенье, 15.00. «Петр Львович, нужно позвонить в субботу уточнить?» - «Вы звоните, если хотите, но у меня на воскресенье точно ничего». Это не мне тогда исполнилось 95, а Монастырскому. Но я обычно гораздо меньше уверена в том, что будет послезавтра в 15.00. Интересно, не в том ли секрет его режиссерских успехов?..

Он до последнего оставался очень живым - другого слова не подберешь. Никогда не забуду, как мы утверждали то интервью. Вернув в свой текст некоторые острые высказывания по поводу ныне живущих известных людей (попутно пожурив за излишний дипломатизм), Монастырский в какой-то момент устал читать и сразил меня упреком: «Ну что вы прямо за мной все записали? Вы же журналист, могли бы что-нибудь придумать, а это все мои слова. Я вас запомнил как оторву, думал, вы похулиганите». В голове тут же пронеслись рассказы о судебных исках Петра Львовича к старшим коллегам. Со мной Петр Львович не судился, но многостраничные письма в редакцию старого «Репортера» по поводу рецензий писал. «А, так это вы писали про сызранскую «Грозу»»? – помнил, хотя к 2010-му прошло уже три года. И, окончательно забыв интервью, бросился разбирать пьесу, доказательно объясняя, что «правильная» Катерина - никакой не луч света в темном царстве, а бойкая Варвара - как раз «луч». Он уже не очень хорошо слышал, да и говорю я негромко, и Петр Львович в какой-то момент пересел поближе, профессионально объяснив, что губы у меня «для поцелуя хороши, а вот с посылом проблемы - слышно плохо». Варвара ему была ближе Катерины - никаких сомнений.

 

Театр-дом

Режиссер прожил долгую непростую жизнь - с голодной Одессой 1920-х, актерством в Одесском театре юного зрителя и Театре рабочей молодежи. С ГИТИСом, оконченным в 1940-м, и началом работы, совпавшим с Великой Отечественной. В Куйбышев он приехал в 1955-м, после Воронежа, Ярославля, Луганска, Красноярска и Новосибирска. И задержался в театре на 43 года, с небольшим перерывом на работу в Воронеже. А еще были 15 лет, прожитых без своего театра. В феврале впервые за все эти годы в стенах Самарской драмы должен был пройти творческий вечер Монастырского. Но Петр Львович накануне попал в реанимацию. Возвращения не случилось.

«Возвращение Мастера» - так назывались гастроли театра «Колесо» в Самаре в 2007-м. Театр привез «Зыковых» и «Варшавскую мелодию» - в 2006-2007-м с тольяттинскими актерами Монастырский вернулся к тому, что когда-то ставил в Драме. Порох в пороховницах мэтра еще оставался - он даже чуть было не стал главрежем «Колеса».

Теперь не разберешься, мог ли он тогда, в середине 1990-х, остаться в Театре драмы. Сам Монастырский в разное время выдвигал разные версии своего ухода - то пенял на власть, то на оскорбительный годовой контракт, то признавал, что 80 лет - тоже возраст. Очевидно одно - очередным режиссером в своем театре он быть не мог. Не привык никому подчиняться.

На покое писал книги (издал больше десятка). Не обо всем, что писал мастер, хочется вспоминать, но были и невероятно интересные страницы. Больше всего почему-то запомнилось про отдых - Петр Львович писал, что в отпуск садится за руль - и едет куда-нибудь далеко-далеко, за тысячи километров, например, в Прибалтику. И в этом тоже - характер.

Он очень крепко держал театр. Рассказывают, что Гвоздков, заступив на место худрука, сравнивал Самарскую драму со швейцарским часовым механизмом. Измены Монастырский не прощал - про всех, пытавшихся делать карьеру в столицах, писал как про несчастных, загубивших свою жизнь. Окончив курс Бориса Захавы, ученика Вахтангова, считал себя режиссером вахтанговской школы и все время говорил, что разделяет идеи своего знаменитого предшественника - хочет создать «театр-дом». И он действительно его создал. Поставил в этом театре более 120 спектаклей, открыл актерскую студию, не раз с успехом вывозил труппу на гастроли в Москву и Ленинград. Имя Монастырского вписано в историю самарского и российского театра. Навечно вписано, как говорят в таких случаях.

 

Убедить мир

… в конце того августовского разговора я спросила Петра Львовича, бывал ли он когда-нибудь недоволен собой: «Я себя любил, милого. Что значит – доволен, недоволен? Если я получаю сейчас, ко дню рождения, пять правительственных телеграмм, в том числе от Медведева – я могу быть собой недоволен? Даже сейчас? Не-ет». Засмеялся - и повел меня смотреть телеграммы.

Режиссура вообще такая профессия - в ней трудно что-то сделать, если быть неуверенным. Ты можешь быть не прав, но не имеешь права сомневаться. Ты же строишь свой мир, свой собственный мир в коробке сцены. Как может бог не верить в себя?

Что нужно, чтобы прожить такую жизнь, как у Монастырского? Чтобы в 95 в ясном сознании давать интервью, и чтобы эти интервью бросались читать? Наверное, нужно искренне поверить, что ты нужен миру больше, чем он тебе. И суметь убедить в этом мир. Хотя бы в одном отдельно взятом городе.

 

Вячеслав Гвоздков, художественный руководитель Самарского театра драмы:

- Петр Монастырский был огромной величиной для российской культуры. Есть две категории режиссеров. Одни как туристы приезжают в театр. Другие - режиссеры-строители. Монастырский был выдающимся строителем театра, блистательным администратором. Это подвиг - отдать сорок лет жизни одному театру. В этом отношении фигура Монастырского стоит в одном ряду с такими выдающимися театральными лидерами, как Георгий Товстоногов, Олег Ефремов, саратовский режиссер Юрий Киселев. Петр Львович воспитал поколение самарских зрителей. Приезжающие к нам гастролеры говорят о том, что таких зрителей, как в Самаре, нет нигде.

 

Владимир Гальченко, председатель регионального отделения СТД:

- Петр Львович был знаковой фигурой для российского театра. И нет никакой гарантии, что в самарском театре в обозримом будущем появится фигура такого уровня. Куда бы ни приезжала наша труппа, даже спустя много лет после того как Петр Львович ушел, - везде нас воспринимали как театр Монастырского. За сорок лет, в течение которых Петр Львович руководил театром, он сделал его известным на всю страну. Для меня же лично Монастырский — человек, во многом определивший мою судьбу. Он принял меня в труппу, когда я не был никому известен, и сделал из меня артиста. 15 лет работы с ним были лучшими годами моей творческой жизни.

 

Губернатор Самарской области Николай Меркушкин направил родным и близким народного артиста СССР Петра Монастырского глубокие соболезнования в связи с его уходом из жизни:

«От имени правительства Самарской области и от себя лично выражаю глубокие и искренние соболезнования в связи с постигшей вас и всю российскую культуру тяжелой утратой. Вся жизнь Петра Львовича Монастырского была наполнена преданным служением искусству. Все свои силы, могучий талант, энергию пламенной души и высочайшую работоспособность он отдавал театру, внося поистине бесценный вклад в развитие культурной жизни региона и страны в целом. Незабываемы театральные постановки Петра Львовича, каждая из которых становилась ярким событием, его подвижническая преподавательская и общественная деятельность. Монастырским поставлено более 200 спектаклей, из них около 120 – на сцене Самарского театра драмы.

До конца своих дней Петр Львович Монастырский сохранял творческую и гражданскую активность, был полон планов на будущее, жил театром. Его выдающиеся заслуги отмечены государственными премиями СССР и РСФСР, орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Трудового Красного Знамени, званиями Почетного гражданина Самары и Самарской области.

Жизнь этого легендарного человека будет служить высоким примером подвига в искусстве, а богатое творческое наследие навсегда войдет в сокровищницу культуры нашего Отечества. Горько сознавать, что Петра Львовича теперь с нами нет. Память о нем навсегда сохранится в наших сердцах».