Новости культуры российских регионов
30 июня 2013
Поволжье

Рисованные дети занимают улицы

Гастроли Чеховского фестиваля в Самаре завершились спектаклем «Животные и дети занимают улицы» маленькой лондонской труппы «1927».

Британская театральная компания делает социальный театр в очень неожиданной форме. Спектакль «Животные и дети…» наполовину состоит из анимации Пола Бэрритта, спроецированной на три установленных на сцене экрана. Вторая половина – это актрисы в белом гриме (Сью Эпплби, Элеанор Бачен и Льюис Барфут). В спектакле они существуют в постоянном взаимодействии с анимацией, все время встраиваясь в рисованную картинку, и буквально пропевают на разные голоса стихотворный текст.

Труппа «1927» у нас совсем неизвестна, между тем эта компания недавно выпустила «Волшебную флейту» в берлинской Komische Oper. Коллектив создан в 2005-м режиссером, писателем и актрисой Сьюзан Андрейд вместе с Полом Бэрриттом, а дата в его названии отсылает к выходу первого полнометражного звукового фильма «Певец джаза», то есть к концу эпохи немого кино. Театральная компания уже выступала на многих авторитетных фестивалях, в прошлом году «выстрелила» в Авиньоне и теперь впервые гастролирует в России.

К не самым сильным сторонам «1927» придется отнести сюжет. Если пытаться пересказать «Животных и детей», получится примерно так: в одном огромном городе на окраине есть большой и очень бедный дом. Особенно отвратительны в этих трущобах вызывающие страх и трепет дети. Но их нужно только приласкать и чем-нибудь занять, думает некая Агнез Ивз, дама в красном платье, однажды появившаяся в этом доме с маленькой дочкой. Не тут-то было – поделки из макарон этих детей не привлекают, гораздо заманчивее возможность захватить мир. Ну, или местный парк и любимого мэрского кота впридачу. Впрочем, власти, еще более ужасные и коварные, чем дети, уже придумали, как угомонить малолетних революционеров: сладкими мармеладками со снотворным - такими же, как раздавали публике перед спектаклем. И далее в том же духе.

Но «Животные и дети» – тот случай, когда пересказ не даст никакого представления, поскольку самое интересное здесь разворачивается в плоскости визуального. Каких только отсылок не находят в работах «1927» – к Фрицу Лангу и Чарли Чаплину, Диккенсу и Тиму Бертону, Александру Родченко и Бертольду Брехту... Техника в спектакле на высочайшем уровне, все подогнано без сучка и задоринки. Артисты миллиметр в миллиметр совпадают с анимационными пространствами и свободно общаются с персонажами на экране. Например, кажется, уже все описали эту сцену, но она действительно показательна – актриса укрывается от нарисованного дождя под настоящим зонтиком, держа за руку рисованную дочку.

Автор «Животных и детей», большая поклонница чешского сюрреалиста Яна Шванкмайера Сьюзан Андрейд, написала очень мрачный, но при этом сочный образный текст, в котором ужас доводится до абсурда. Так, собственно, строится весь спектакль. В «Животных и детях» у расиста непременно будет восемь таких же детей-расистов, мама, читая сказку, вдруг начнет говорить мужским басом, а дочка походя открутит себе от туловища руку.

Но главное – от начала и до конца этот фантасмагоричный социальный сюжет разыгран остроумно, смешно и совсем не пафосно. Порция иронии от постановщиков достается и зрителям, которым предлагают проголосовать за хороший финал или за реалистичный. И, конечно, оставляют с носом.

 

«Животные и дети занимают улицы»

1927 (Лондон, Великобритания). Автор и постановщик - Сьюзан Андрейд, кино и анимация - Пол Бэрритт, музыка - Лилиан Хенли, костюмы - Сара Манро, Эсме Эпплтон, голос Смотрителя - Джеймс Эдди, технический директор - Стив Уотлинг, продюсер - Джоанна Кроули.

Действующие лица и исполнители: Миссис Вилликар, Смотритель, Леопардовая леди - Сью Эпплби, Агнес Ивз, Зельда, Леопардовая леди - Элеанор Бачен, Леопардовая леди, другие персонажи, пианистка - Льюис Барфут.