Новости культуры российских регионов
20 июня 2013
Сибирь

В поисках нового голоса

Будущих звезд эстрады искали на сибирских просторах.

Есть удивительные места в России. Например, Томск. По календарю первый день лета, а за окном – снег и свинцово-серые тучи. Такую картину из своих номеров в гостинице «Рубин» наблюдали все иногородние участники и конкурсанты VIII Всероссийского конкурса исполнителей эстрадной песни «Голоса XXI века». Они приехали из Республики Алтай, Бурятии, Хакасии, Тывы, Алтайского и Красноярского краев, Кемеровской, Омской, Новосибирской, Иркутской, Московской и Владимирской областей, чтобы получить путевку на московский финал.

Недостаток тепла природного с лихвой восполняли теплом человеческим организаторы конкурса – сотрудники областного Дворца народного творчества «Авангард». Их внимание для гостей оказалось таким же необычным, как «летняя» погода. Многие педагоги на подведении итого говорили, что такого душевного приема, такой заботы, как в Томске не встречали, хотя ездят на разные конкурсы часто. Ведь программа конкурса-фестиваля не ограничивалась только репетициями, конкурсным прослушиванием и мастер-классами. Для иногородних участников была организована богатая культурная программа, экскурсии по Томску и томским музеям.

Холод на улице и душевное тепло – стали фоном, на котором проходили трехдневные состязания, с 29 мая по 1 июня. Томск стал первой отправной точкой на географической карте конкурса. В ноябре еще один отборочный тур пройдет во Владимире, в марте - в Хабаровске. Конкурс «Голоса XXI века» проходил в рамках Всероссийского фестиваля народного творчества «Салют Победы». Его учредителями и организаторами выступают министерство культуры России, Государственный российский Дом народного творчества, департамент по культуру и туризму Томской области и Дворец народного творчества «Авангард».

На эстрадный лад

Сцена «Авангарда» и стала местом конкурсного отбора. Два тура были организованы так, чтобы каждый вокалист  мог показать себя и как лирический исполнитель, и как исполнитель патриотических или стилизованно народных песен. Самая юная участница шестилетняя Мария Свердюкова из Владимира создала образ озорной старушки Шапокляк. Студия джазового вокала «Регтайм Baby»  доказала, что можно исполнить «На далёкой Амазонке» так, будто песня написана только сейчас и рождается на глазах у зрителей, а потом поразить зал проникновенным хитом Джорджа Дэвида Вайса «What a wonderful world».  Ученики Ольги Мухитовой  Яна Гореликова и Денис Сергеев, студенты Губернаторского колледжа социально – культурных технологий и инноваций, продемонстрировали и томскую вокальную школу, и свою певческую индивидуальность. Яна для этого выбрала песню на английском языке «I Surrender», а Денис знакомую до боли  «Не забывай те грозные года». Надо сказать,  по сложности задачи примерно равные. В одном случае надо было преодолеть чужую речь, в другом – избежать штампов. К слову, подобные задачи решали многие исполнители. 

- В этом году у нас нетипичное требование – в репертуар желательно включить песни патриотического содержания, - пояснил председатель жюри конкурса, известный певец и телеведущий Андрей Билль. - Лучше, когда это идет от души, когда человек сам приходит к осознанию глубины и красоты таких песен. С другой стороны, может быть, и неплохо, что требование. Кто-то задумается, и из десятка попыток одна будет удачной.

Многие исполнители под патриотическими песнями подразумевали не только военные, но и народные. Однако формат конкурса требовал иной подачи. Поэтому Юлиана Геккель из Абакана спела «Сулико» не как грузинские артисты поют, а в эстрадной обработке. Томичка Хеда Медова представила две национальные чеченские песни «Даймокх» и «Ловзар». Хеда – солистка хореографического ансамбля «Даймокх», поэтому помогали ей создать образ горянки, которая тоскует по земле отцов,  ее коллеги – джигиты «Даймокха»  

- Вы никогда не задумывались, почему греческая, хорватская, сербская, турецкая, арабская музыка сегодня популярна в мире? –  задает вопрос и сам же отвечает Андрей Билль. – Их фольклор и эстрада очень близки: те же инструменты, те же напевы, те же мелодии. Отличаются только стилем и формой подачи. В музыке горских народов тоже все зависит от подачи материала, так что Хеда абсолютно попала в жанр, и третье место она заняла в очень сильной конкурентной борьбе. И мальчишки из вокальной группы «Ауэн» горноалтайского села Кош-Агач со своей национальной песней  весьма уместны были на эстрадном конкурсе.

Если звезды зажигают…

На вопрос, что важнее в названии - «голоса» или «XXI век», Андрей Билль с убеждением ответил, что «век»: «Голос в чистом виде – это хорошо. Но для этого существует более консервативные конкурсы, а мы приветствуем поиск, приветствуем все новое, новые формы.  К сожалению, не часто их видим. Возможно, потому что они зависят не столько от таланта исполнителя, сколько от образования и вкуса педагогов».

От вкуса и культурного уровня педагога зависит и репертуар молодого певца.  «Репертуар – проявление индивидуальности не только ученика, но и его преподавателя, - справедливо полагает председатель жюри. В выборе песен для конкретного исполнителя  преломляются знания педагогов. На конкурсе иногда преломление шло на плюс, иногда на минус. Потому что культурный уровень наставника очень важен, и никто не отменял роль наставника. Так что победители – это оценка вкуса, педагогического мастерства и природных талантов.

Последнее замечание напрямую связано с особенностью конкурса, который родился из телевизионного проекта как мечта сплотить «все регионы страны, вокруг серьезного, профессионально хорошо организованного дела».

- В свое время я был ведущим детских музыкальных программ на Первом канале. Это было государство в государстве. К нам слетались абсолютно все. Потом программа  получила неожиданное для меня и очень правильное развитие – вокруг конкурса стали собираться преподаватели – рассказывает Андрей Билль. - Причем, педагоги разные, издалека и те, что работают поближе к Москве. У кого-то было профессиональное, высшее образование, кто-то был просто любителем. Вскоре появилась группа людей, которым очень нужно было получить знания. И появились семинары, которые мы проводили в Москве. Затем возникла сеть семинаров, которая возникла на базе аналогичных отборочных конкурсов, и мы проводили занятия в разных городах. Следующий этап – появилась серия учебных заведений. Я был в то время замдиректора училища им. Гнесиных по эстрадному отделению, поэтому удалось создать такие школы в Новороссийске, Иваново, Салехарде, Ноябрьске, Камышлове. Появились дети, воспитанные в маленьких городах приезжающими квалифицированными педагогами. Стала возникать система. Таким образом многие получили возможность в провинции получить образование равное по классу московскому. Сегодня плоды такой системы образования вы видите на экранах телевизоров. В «Фабрике звезд» восемьдесят процентов участников либо вышли из наших учебных центров, либо прошли через наши детские программы.

В Томск на отборочный тур конкурса Андрей Билль и Анатолий Цеп, заведующий отделом музыкального искусства Государственного Российского  дома народного творчества, приехали, чтобы не только прослушать молодых и талантливых исполнителей, но и дать методические рекомендации вокалистам, педагогам и родителям.

То, что томский Дворец народного творчества «Авангард» - один из сильных коллективов в стране, Анатолий Иванович Цеп знал прекрасно, потому Томск и стал местом проведения отборочного тура. Но они  были приятно удивлены сильной вокальной школой Томска. Двадцать девять солистов и ансамблей из Томска и области заняли призовые места на конкурсе. Анатолий Иванович не стал скрывать своего восхищения на церемонии награждения. Более всего его поразило поющее село Подгорное Томской области. Андрей Билль по этому поводу заметил, что певцы из Подгорного сами себе конкуренцию создали. Действительно, Ксения Третьякова Павел Устименко, Михаил Макрушин, Владимир Морозов представляли одно село, Ксения и Павел стали лауреатами  первой степени, Михаил – второй.

- Вообще участники из сел поразили, не только из Томской области, но и Новосибирской, Омской, Республики Алтай, - признался Анатолий Цеп. -  И это нормально. Потому что в России талантов хватает. Но победы лауреатов – это заслуга педагогов. Да, встречаются самородки, талантливые певцы от природы, но их надо учить, в том числе и тому, чтобы песня была правильно подана со сцены. Для конкурсантов важно то, что конкурс «Голоса XXI века» может стать для них стартовой площадкой. Ведь их оценивало профессиональное жюри.

Кроме москвичей, в числе судей были и два томича – народная артиста России Людмила Травкина и заслуженный работник культуры РФ, главный хормейстер по академическому и эстрадному направлениям Дворца народного творчества «Авангард», преподаватель по классу вокала Томского музыкального колледжа имени Эдисона Денисова Фарит Тугушев.

Опыт, который получили участники в ходе состязаний, со временем превратится в фундамент их музыкальной карьеры. Ведь лауреаты первой и второй степени поедут в следующем году на финальный тур в Москву. В других отборочных турах могут принять участие и те, кто занял третье место. И есть большая вероятность, что молодые и новые голоса заметят педагоги из престижных музыкальных вузов и продюсеры.

Победители конкурса могут считать, что их заметили. Неслучайно председателем жюри был Андрей Михайлович Билль. Кроме того, что он представляет институт современного искусства в Москве, где обучают эстрадному пению, он ведущий международных программ. Например, в этом году будет вести концерт в Амстердаме, в рамках Дней России в Голландии. По словам Билля, в этих программах участвуют лучшие артисты, и восемьдесят процентов участников составляют победители таких конкурсов.

-  Мы надеемся, что вы сохраните желание с нами дружить. Мы обещаем вам необычный, нетрадиционный фестиваль «Голоса XXI века»  в Москве. Мечтаем о том, чтобы он стал событием. Поэтому собирайте деньги на дорогу, - пригласил вокалистов и педагогов Анатолий Цеп.