Новости культуры российских регионов
17 июня 2013
Юг

В России появился третий «Фауст»

Ростовский Музыкальный театр представил публике последнюю премьеру сезона – оперу Шарля Гуно «Фауст».

Поставлена опера, как утверждает режиссер Георгий Исаакян, про все то же: про зло, которое не где-то там, в стороне, а внутри нас. Всего в России на музыкальных сценах идут два «Фауста», ростовский – третий по счету.

- Еще каких-нибудь два года назад мы вряд ли думали бы о «Фаусте», - говорил на пресс-конференции художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств Вячеслав Кущев. – Труппа должна для такой оперы «созреть».

И когда труппа вышла на определенный уровень, для постановки бессмертного творения Шарля Гуно был приглашен режиссер из Москвы, который хорошо известен театру – Георгий Исаакян, постановщик первого варианта «Евгения Онегина», «Царской невесты», которые с успехом шли на ростовской сцене.

По словам самого Георгия Исаакяна, нужно иметь большую смелость сегодня, чтобы браться за эту оперу. С одной стороны, это очень современное произведение. С другой – нынешнее общество слишком самодовольно и не любит смотреться в зеркало. «Сам «Фауст - о природе Добра и Зла, - считает режиссер, только получивший «Золотую Маску» за спектакль на такую же тему в своем театре – Московском государственном академическом детском музыкальном театре имени Натальи Сац. Это очень близко режиссеру – предлагать зрителю решать, куда идти человеку: пускаться по волнам удовольствий или расти душой, трудясь все время.

Георгий Исаакян благодарен театру, который бросил все свои силы на эту постановку. Здесь понимают, что сам театр должен быть хотя бы на полступеньки выше публики – и это тоже тема этого спектакля.

Особая радость для зрителей – встреча с таким художником, как Эрнст Хайдебрехт, который сейчас живет в Германии. Но ростовская публика помнит его по многим постановкам – особенно по «Принцессе цирка», когда поднимался круг арены, на которой выступал Мистер Икс и на высоте оказывался падугой с прожекторами. «В Германии, - признался художник, - другое отношение к «Фаусту». Если в России эта опера идет всего в двух музыкальных театрах, то здесь его ставят часто, поскольку менталитет немцев тяготеет к теме души человеческой. Именно она и есть поле борьбы Добра со Злом.

Сценография Хайдебрехта проста и лаконична. Опускаются падуги с темными полосами ткани и «витражным окном» над проходом между ними – и вот перед нами церковь, куда приходит Маргарита (Наталья Дмитриевская). Ставятся столы, опять же опускается вывеска трактира – и вот перед нами кабачок, где отмечают уход солдат на войну. Выкатывается на сцену клетка в цветах – эта комната Маргариты, однако когда мы видим ее не украшенной, то – перед нами тюремная камера. То есть, все просто – и гениально. А главное, это говорит о сюжете на все времена. Правда, при этом слишком конкретны костюмы, отсылающие к концу века ХIХ, и как-то непривычно видеть Маргариту с тюрнюром. А вот Мефистофель (Вадим Кравец, Санкт-Петербург) хорош и в пышном средневековом костюме, и в виде чиновника в нарукавниках. Исполнитель просто упивается своей ролью. Остальные исполнители пока несколько робки, но это можно считать премьерным синдромом.

То, что в спектакле принимают участие и исполнители из «северной столицы, и из Новосибирска, ничуть не смущает руководителей театра. Речь идет, говорят они, о едином культурном пространстве¸ в котором сохранение творческих связей очень важно.

Несколько вял балет в сцене Вальпургиевой ночи, где Мефистофель уже предстает в своем истинном свете – хозяином всей представленной нечисти. И в финале мы опять видим старого Фауста (Владимир Кабанов), который внешне очень напоминает Альберта Энштейна. Этим заканчивается опера, которая стала 84-ой премьерой Ростовского Музыкального театра.

Сам спектакль будет под занавес сезона показан три раза – и каждый раз будет играть новый состав. Всего в театре их три.