Новости культуры российских регионов
15 июня 2013
Поволжье

Самаре показали визуальные работы Дмитрия Пригова

Лекцией профессора Татьяны Казариной в Самарском литературном музее открылась выставка визуального искусства классика отечественного концептуализма, поэта и художника Дмитрия Пригова.

Дмитрий Пригов – вероятно, самый знаменитый российский поэт-концептуалист, один из его поэтических циклов, посвященный «Милицанеру», в том или ином виде, вероятно, знаком почти всем. Визуальные работы Пригова, начинавшего творческий путь как скульптор, известны в «более узких кругах». Между тем в них художник раскрывается не только как мастер работы со штампами советской культуры, но и как тонкий график, и как (не побоимся громкого слова) визионер – пусть и иронизирующий над собственными прозрениями.

Выставка проходит в рамках проекта «Мир – текст – музей», поддержанного Благотворительным фондом Владимира Потанина и посвященного презентации в музее творческих методов современных литераторов. Действительно, благодаря Фонду Дмитрия Пригова самарским музейщикам удалось показать зрителю довольно репрезентативную выборку основных «кодов» визуального искусства Пригова. Так, представлена серия эскизов инсталляций художника, осмыслить которую помогает запись лекции самого Пригова и его же художественные тексты о «небезопасном искусстве инсталляции». Две вариации на темы этих эскизов реализованы в виде масштабных инсталляций - благодаря художнику Яне Клинк. Вообще на выставке представлены практически все жанры, в которых работал художник – документации перформансов, визуальные стихи, графика, инсталляции и чтения стихов.

Серия визуальных стихов по новому демонстрирует метод столкновения разных клише, который использовался Приговым в поэзии. В целом и записи перформансов, и визуальные стихи, и инсталляции демонстрируют нам, так сказать, мистическую изнанку концептуализма, который в своих формальных заявлениях всячески отделяет искусство от территории «прозрений», «откровений» и т.д. Обнаружение пустоты, стоящей за затертыми высказываниями, в пределе оборачивается ощущением того, что весь мир, в общем, висит над неким «Ничто». Ощущение его близости, однако, может стать и источником вдохновения - что и доказывает выставка.