Новости культуры российских регионов
15 июня 2013
Центр

Народное средство

В столице Черноземья выступил известный фолк-коллектив.

Чем, помимо всего прочего, оказался хорош «Платоновский фестиваль» – так это полистилистичностью. Взять хотя бы музыку: тут тебе и классика разных школ, и кабаре, и рок. А также этно-фолк в исполнении украинского коллектива «Дахабраха», закрывавшего третий, финальный день «Книжной ярмарки», работавшей  на Советской площади.

Именно там фолк и прозвучал. Причем  не глянцево-показушный, а – настоящий, глубокий и местами даже сложный. Хотя и не на сто процентов аутентичный. Главное – при  высоком уровне группы ее музыка понятна, органична и интересна широкой аудитории. Для  международного фестиваля – самое то.

Песни и пляски

Отсутствие медийной раскрутки делает своё дело: ещё за 5-10 минут до начала сета никакими «фанатами» около сцены на Советской не пахло. Понятно, что ж: люди старались использовать  последнюю возможность приобрести что-то из «независимой» литературы прямо с издательских стендов.

Меж тем, несмотря на довольно юный возраст (группе всего 5 лет), «Дахабраху» уже успели заметить и оценить. В Воронеж музыканты прибыли прямиком с известного инди-фестиваля «Дикая мята», где выступали на одной сцене с «Аквариумом» и «Optimystica Orchestra», что уже дорогого стоит. И, по словам знатоков, не потерялись в такой компании.

А на воронежском концерте первым группу «полюбил» безвестный «фолкер» почтенных лет (и отчаянного вида).  Во всяком случае, в пляс он бросился, не дождавшись окончания стартовой вещи. Музыкантам происходящее было явно в кайф, но материал (к сожалению или к счастью) был не тот, под который можно выделывать зажигательные  «па». Поэтому вскоре танцор занял место в тесных рядах статичных слушателей. Его дело попыталась было продолжить детвора, но запала надолго не хватило.

Практически медитативные (несмотря на довольно шустрый – зачастую – темп) мелодии не располагали не только к танцам – вообще к какому-либо «постороннему» сопровождению. Что вполне естественно:  речь идёт о композициях, найденных музыкантами в многочисленных фольклорных экспедициях. Подобные  вещи, как известно, самодостаточны. Хотя творчески переработать их, проецируя на оригинальный материал собственное видение, – подход, привычный для фольклориста; главное – сделать это профессионально и со вкусом.

Качество вместо количества

Народ реагировал на происходящее с нарастающим интересом. Пророчество (обусловленное, видимо, не экстрасенсорикой, а банально – опытом) музыканта «Дахабрахи» Марко Галаневича насчет  того, что со временем публики у сцены будет прибывать, сбылось. Не спугнул меломанов и надвигающийся дождь. Может, его вызвала своими акустическими заклинаниями «Дахабраха»?..

«Акустическими»  – это не общий термин, а самое что ни на есть конкретное определение. В арсенале коллектива – исключительно  акустические инструменты, такие как гуцульский барабан, большой барабан, джамбе, дарбука, табла, всевозможные шумовые «девайсы» (а-ля ветер или дождь), аккордеон, виолончель, детские гармошки, колесная лира, жалейка, австралийское диджериду, бугай, тромбон, рояль. Пласт классики, доза экзотики – и нужный эффект!

Такому инструменту как голос – внимание особое. Невероятное четырехголосие музыкантов  «Дахабрахи» даст фору иным  раскрученным хорам! Не говоря уж о рок-музыкантах, у которых почему-то не особенно принято «носиться» с вокальными партиями.