Новости культуры российских регионов
7 июня 2013
Центр

Сообразили на двоих

Семейный подряд в живописном варианте.

Считается, что двум творческим людям в одной семье – не житье. А на одном холсте? Художник-муж и художник-жена творят в четыре руки – а в итоге получается картина, двумя именами подписанная. Это как?!

Ответ дает выставка супругов Колесниковых, открывшаяся на днях в «Нефте». Правда, большинство ее экспонатов – произведения, имеющие единственного  автора. Но название –  «Этюд на двоих» – продублировано работой, установленной на мольберте. Как бы центральной, основополагающей.  Значит, на пару все-таки тоже «сочиняют» – как, скажем, Ильф и Петров…

Не все так просто

Смешного, однако, результаты совместного  труда Надежды и Владимира Колесниковых, в отличие от перлов легендарных писателей, не обнаруживают. Тут совсем другие эмоции в ходу – лирико-романтического, большей частью, толка.  Причем – в стабильном, если говорить об организационной стороне дела,  варианте: супруги показывают свою живопись в «Нефте»  не впервые.

Творческая пара верна себе – выставляется в стенах галереи уже  в третий раз. И в качестве зрительской аудитории собирает как давних своих почитателей, так и – неофитов. С теми и другими  авторы охотно общаются, объясняя  принципы своего сотворчества. Если, конечно, последние поддаются объяснению: частенько то, что появляется на  общем холсте – интуитивный выбор одного мастера. Соглашается с ним второй, предлагая какие-то «усовершенствования» –  получается то, что надо.  

– Вообще сосуществовать двум художникам в рамках одной работы практически невозможно, – улыбается глава семьи. – У каждого из нас – свое видение, своя точка зрения; чаще всего просто советуемся, что-то поправляем в работах друг друга. В результате получается неплохо… А  что конкретно до «Этюда на двоих» – замыслил его я, но… Композиция  не устроила – и Надя ее подкорректировала.

На открытии выставки прозвучало: совместная жизнь и совместная же творческая деятельность двух авторов по определению предполагает проникновение в живопись каждого из них другого человека. Но  – это только на первый взгляд; на деле не все так просто.

Страшная сила

 При внимательном изучении работ Колесниковых отмечаешь: авторы – подчеркнуто (почти принципиально!) разные. Надежда – более мягкая, более лиричная. «Заточенная» на живописные подробности, милые сюжетные детальки – порой не без сентиментальности. Женственная, одним словом. А Владимир с его ритмическими вертикалями, укрупненными образами  – отчетливо динамичен, особенно в пейзаже.  Роднит  же художников, пожалуй, эстетическая сторона дела: ясно, что вкусы у супругов – сходные. Было б чему удивляться…

Пишут они – оба – в реалистичной манере. Но вдохновенные преображения реальности – налицо, особенно у Владимира: ему важно, чтобы произведение было не зарисовкой, но – фразой, а то и притчей. Иллюзорность, фантазийность  изображения  – тоже сильная сторона такого творчества, работающая, как ни банально, на красоту в чистом виде. А она, согласитесь, – страшная сила…

Нечаянно подслушала, что Владимира спрашивали: «А где же твой дождь?» Оказывается, художник Колесников слывет настоящим певцом мокрого явления природы. Которого на новой выставке – ищи-свищи… Наверное, это симптоматично: живописец сделал выбор в пользу яркой палитры и мажорных, экспрессивных  сюжетов вместо того, чтобы перепевать прежние мотивы в серых тонах. Хотя поэтичнее дождя – а Владимир определенно поэтичен – и вправду мало что сыщешь. Но – не тот, что называется, сезон: лето, солнце, яркий свет, активная палитра! Которые и есть –  главное содержание семейной выставки Колесниковых.