Новости культуры российских регионов
6 июня 2013
Северо-Запад

Маэстро Сондецкис, последний из могикан

На фестивале «Белые ночи Карелии» прозвучала новая трактовка Мессы си минор Баха, поражающая невероятной жизнеутверждающей энергией.
Саулюс Сондецкис, художественный руководитель фестиваля Виктор Горин (слева) и художественный руководитель академического хора Петрозаводской консерватории Евгений Гурьев (справа)

Центральным событием фестивальных программ «Белых ночей Карелии» 2013 года стало исполнение грандиозной Мессы си минор Иоганна Себастьяна Баха, получившей статус Высокой. Не только само произведение, исполняющееся весьма редко, но и то, что этот музыкантский подвиг в Большом зале Петрозаводской консерватории должен свершить выдающийся дирижер современности Саулюс Сондецкис,  погрузило всех знатоков и любителей музыки в счастливое ожидание.

Верный друг фестиваля, участвующий в нем почти каждый год, начиная с первого, прошедшего в 2005 году, и осуществивший в Карелии уже не одну программу,  Саулюс Сондецкис стал для нас добрым гением, транслирующим людям через исполняемую  музыку идеалы добра и красоты. Каждое исполненное дирижером произведение  не просто частный случай. В него всегда вложены определенный замысел, глубокая идея, которая может реализоваться в единении с другими сочинениями, превращаясь в действо, обладающее магической силой. Достаточно вспомнить исполненную в прошлом году его авторскую композицию «Возвышенное и земное. Моцарт. Письма».

Исполненная Месса Баха представляет собой произведение сложнейшее во всех отношениях: глубина содержания, образное богатство, предельная экспрессивность. Композитор работал над этим произведением много лет. Эту мессу можно считать подлинной энциклопедией баховского творчества. Известно, что при жизни композитора полностью месса не звучала, ибо не вписывалась в привычную для эпохи служебно-религиозную предназначенность. Композитор никогда не замыкался в рамках ортодоксальной религиозной традиции и, погружаясь в свое религиозное мироощущение, обращался ко всему  человечеству.

Исполнение Мессы си минор – сложнейший  творческий акт даже с сильными профессиональными коллективами.  Саулюс Сондецкис  на протяжении жизни в разных странах и делал это столько раз, что, наверное, точно и подсчитать невозможно. И все-таки исполнение этого величайшего творения Баха притягивает дирижера вновь и вновь, ибо сам исполнительский  процесс для дирижера – огромное счастье. В исполнении Мессы приняли участие академический студенческий хор Петрозаводской консерватории (художественный руководитель Евгений Гурьев), студенческий камерный оркестр Nord-West Studium (руководитель Эдуард Зондерегер), дополненный группой солистов симфонического оркестра Карельской филармонии, и прима Мариинского театра Злата Булычёва (меццо-сопрано).

Со всеми музыкантами маэстро встречался уже не раз, он хорошо знает  их потенциальные возможности и при том, что работа требовалась гигантская, шел на это с чистым сердцем, был уверен, что справятся. И эта уверенность оправдалась: мы услышали совершенно новую трактовку произведения, поражающую невероятной жизнеутверждающей энергией, несмотря на присутствующие в сюжете трагические эпизоды (ведь в центре службы речь идет о распятии  Христа). Так реализовалась заложенная в религиозной легенде идея жертвы во имя спасения человечества.

Для  музыкантов каждая встреча  с Саулюсом Сондецкисом – великое счастье, об этом говорили все. Александр Казарин назвал его  «настоящим магом.  Даже когда он делает замечание, это звучит так, что больше ты просто не сможешь повторить ошибку…  Таких дирижеров у нас больше нет, он последний из могикан».