Новости культуры российских регионов
4 июня 2013
Сибирь

Золотая середина

Так называется выставка, открытая в Кемеровском Доме художников».

Она приурочена к 40-летию Кемеровского художественного колледжа (отсюда и название) и представляет собой ретроспективу «выбранных фрагментов»: работы выпускников училища и преподавателей с 1970 года по наши дни.

Устроена экспозиция сложно. Тут есть живописные полотна нынешних мастеров кисти, работающих не только в Кемерове, но и далеко за его пределами. Скажем, город Томск представляют работы Татьяны и Николая Коробейниковых, Алексея и Ольги Печальновых, Вадима Долинского, Светланы Вернер. Красноярские художники Антон Тырышкин, Иван Кротов, Варвара Шачнева, Вероника Резинкина, чьи работы экспонируются тут, тоже начинали свой путь в искусстве с Кемеровского художественного училища. Есть экспонаты «с историей» (например, эскизы к театральным постановкам из мастерской Марка Ривина – преподавателя, чья деятельность золотой строкой вписана в историю училища).

Есть полотна авторов, которые составляют сегодняшний «золотой фонд» колледжа. Это «Окно» Евгении Юмановой, пейзажи Юрия Демакова и Степана Аристова, портреты Александра Осипова и графика Сергея Тарханова.

К слову сказать, эта выставка даже «насмотренному» зрителю сулит новые открытия. Для меня, например, таким открытием стала картина преподавателя Ивана Кунева «Один день в году». На первый взгляд – это просто зимний деревенский пейзаж, только очень обильный. А присмотришься: среди домов, сугробов, поворотов улочек увидишь весь круговорот человеческой жизни – там играют свадьбу, тут – выскочили из парной бани на сугроб, здесь ребятишки катаются на санках, а где-то – выносят к катафалку гроб… Округлые линии горизонта (кажется, и горизонтов тут не один, а несколько) отсылают мысль зрителя к космической безбрежности, к неиссякаемости человеческой жизни. Такой же короткой, впрочем, как зимний день в деревне… Не случайно это реалистическое, но очень философское полотно единодушно было отобрано строгим жюри на зональную сибирскую выставку.

Отдельного упоминания заслуживает пейзаж красноярца Вадима Долинского (выпуск 1993 г.) «Зимняя дорога». Узнаваемая городская улица увидена художником словно сквозь дымку морозной радуги, а нежная палитра холста напоминает не столько масляную живопись, сколько акварель. Очень тонко, очень изысканно.

А в соседнем зале – дипломные работы выпускников училища, будущих дизайнеров, окончивших курс у Инны Акимовой и у Светланы Муфтахотдиновой. Разработка фирменного стиля, художественное оформление праздника, создание архитектурного ансамбля известного музея – вот неполный перечень этих работ. Рассматривать, как видят студенты будущий облик нашего города, – отдельное удовольствие.

Но самое интересное, пожалуй, – это прослеживать развитие выпускников. Выставка «Золотая середина» предоставляет зрителям такую возможность.

 На втором этаже собраны дипломные работы выпускников живописного отделения. Нельзя пройти мимо диптиха Ирины Дьячковой «Зимний Кемерово» (руководитель Наталья Перкова), Ольги Задирановой «В мастерской» и диптиха Евгения Кулюбакина «Остановка» (руководитель Александр Осипов). В дипломных работах уже угадывается будущее художника. Сегодня мы знаем широко экспонировавшийся в прошлом году проект Кулюбакина по созданию пейзажей театральной площади в Кемерове. Увиденные в разное время суток и написанные в разных стилях и манерах, все пейзажи отчетливо выражали главную мысль автора: уютные места Кемерова заслуживают художнического взгляда, к какой бы школе тот ни принадлежал. И только на выставке «Золотая середина» видишь, откуда берут истоки эти чувства. Забавно подметить и юмор молодого автора: на сценке в трамвае, запечатленной на полотне дипломной работы, мы видим среди пассажиров футболиста. На его майке – фамилия руководителя «Осипов» и номер «5». Намек на желательную оценку?

Тем приятнее увидеть на первом этаже, в зале мастеров, работу того же Евгения Кулюбакина уже вполне зрелую. Портрет «Музыкант» его кисти тоже, кстати говоря, будет отправлен на зональную выставку. Вообще работы художников, которые учились на курсе проподавателя Александра Осипова, видно сразу. Сам отличный портретист, он и ученикам своим привил этот пристальный интерес к внутреннему миру человека, готовность внимательно вглядываться в чужую душу. А потому так выразителен, например, автопортрет «Флуоресцентный яд» А. Кремлевой (выпуск 2009 г.), на котором представлена девушка в палевых тонах с баночкой краски ядовито-зеленого цвета.

После торжественной церемонии я спросила у ректора Красноярского государственного художественного института Александра Покровского, как он оценивает выпускников нашего колледжа. Ведь многие из них становятся абитуриентами его вуза. «Очень достойно выглядит Кемеровский колледж! И поступают ваши легко, и успешно трудятся после. Есть имена – их немного, но есть, – которые действительно составят впоследствии славу сибирского искусства».

А у Иосифа Курочкина, бывшего начальника управления культуры Кемеровской области, который стоял у истоков открытия художественного училища в Кузбассе, я поинтересовалась о другом: зачем было нужно это заведение промышленному региону? Что оно ему дало? «Хоть немного выровняло дисбаланс между промышленностью и социально-культурным фоном региона, - не задумываясь, ответил он. И вздохнул: – А сколько мы еще не успели открыть! Детский театр в Юрге, цирк в Прокопьевске, филармонию в Новокузнецке, планетарий и театр эстрады в Кемерове».

Зато благодаря тому, что 40 лет назад в Кемерове появилось художественное училище, «потянувшее» за собой создание целой сети детских художественных школ и школ искусств, мы живем сегодня в регионе, не уступающем соседним в плане образования. Наши дети, получая качественную довузовскую подготовку, приобретают не только профессию или развитие души – они получают еще и реальный доступ к штурму самых высоких вершин в художественном образовании.