Новости культуры российских регионов
4 июня 2013
Сибирь

«Давным-давно» совсем недавно

Концерт, посвященный столетию со дня рождения известного советского композитора Тихона Хренникова, состоялся в Музыкальном театре Кузбасса.

Впрочем, концерт – слово в данном случае не точное. Событие, которое могло бы стать просто набором вокальных номеров, превратилось в полноценный, очень яркий спектакль.

Все знают Хренникова как автора песен к кинофильмам («Свинарка и пастух», «Верные друзья», «В шесть часов вечера после войны»). Но немногие знакомы с его оперным творчеством. Авторы концерта (режиссер-постановщик Ирина Каратаева, дирижер-постановщик Валерий Ермошкин) постарались представить наследие советского мэтра многогранно и зрелищно. Необычным было и вступительное слово директора театра Владимира Юдельсона, который лично был знаком с Хренниковым. Он много лет (в том числе в самые суровые сталинские годы) возглавлял Союз композиторов, но сумел сохранить репутацию человека непредвзятого. Владимир Юдельсон вспомнил, как на перестроечном пленуме российского Союза композиторов, который  в 1986 году проходил в Кузбассе, Хренникову пришлось выслушивать жестокую критику одного из молодых своих коллег. Когда спустя годы в Москве директор нашего театра и престарелый Хренников вспоминали тот эпизод, дочь композитора, присутствовавшая при этом, воскликнула: «Да что о нем говорить – он серая бездарность!». – «Да-да, - покивал головой мэтр. – Только почему он музыку такую хорошую пишет?».

Мелодизм самого Тихона Хренникова составил ему репутацию одного из самых «напевных» российских композиторов. Напомнить об этом сумели артисты Музыкального театра Кузбасса. Концерт начался сценами из комической оперы «Доротея» (это произведение известно и как музыкальный фильм «Дуэнья» с Татьяной Васильевой в главной роли). Несмотря на то, что на нашей сцене «Доротея» никогда не шла (как не шла и комическая опера «Много шума из ничего»), сцены из них, оформленные декорациями и костюмами «из подбора», вышли убедительными, яркими, по-театральному живыми. Перед зрителями словно пролистали страницы малоизвестных нам постановок: пролистали быстро, энергично, но чрезвычайно аппетитно. С каким удовольствием исполнили комические дуэты Ольга и Евгений Беловы, как свежи, нарядны и пластичны были цыганки (солистка Ольга Павлова, балет, хор), как забавны любовные сцены!

Из знойной Севильи нас вернули в Россию, и фрагменты оперетты «Гусарская баллада» («Давным-давно») стали апофеозом праздника. Публика пришла в неистовство от демонстрации артистических и вокальных возможностей мужского состава труппы. Сколько, оказывается, красавцев-«гусар» служит в нашем театре! Постановщики эффектно подчеркнули разновозрастной состав вокалистов, выгодно показали и молодежь, и старшее поколение. Ария Жермон в исполнении Натальи Артюховой, на мой взгляд, прозвучала даже выразительнее, чем это было сделано в фильме (а ведь там Жермон играла несравненная Татьяна Шмыга). Куплеты «Давным давно», баллада «Жил-был Анри IV», прошедшие лейтмотивом через весь вечер, долго еще звенели в головах слушателей.

Второе отделение концерта значительно отличалось от первого по содержанию (здесь звучали вокальные номера из фильмов советской тематики – «Верные друзья», «Свинарка и пастух» и пр.), но отнюдь не по градусу исполнения. Уморительно смешно, изобретательно и неожиданно была сделана сцена с «Речной песенкой». По-настоящему трогательно и очень стильно исполнила песню «Московские окна» Лилия Андранович. Вспомнить ретро наших бабушек и мам заставили драматические эпизоды из фильмов «Поезд идет на Восток» и «В шесть часов вечера после войны». Кстати, эту оперетту Тихона Хренникова ставили в нашем театре к 60-летнему юбилею Победы. Спектакль тогда вышел не очень удачным. Но отрывки из него, перенесенные в этот концерт, достойно украсили второе отделение.

Зрители, выходящие из зала, просили директора и худрука Владимира Юдельсона ввести эту постановку в постоянный репертуар. Действительно, чересчур расточительно разбрасываться такими работами в одноразовых проектах! Худрук обещал подумать над этим предложением.