Новости культуры российских регионов
28 мая 2013
Москва

Экспрессионистский контраст

31 мая в Галерее Вересов откроется юбилейная выставка Сергея Алимова «Иллюстрации к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Экспозицию составят 40 шелкографий.
Приезд Чичикова, 2011

Сергей Алимов – народный художник РФ, действительный член Российской академии художеств, профессор ВГИКа, член Российской академии кинематографических искусств. В честь 75-летнего юбилея художника будет реализован выставочный проект, который представит зрителям серию графических работ, выполненных в новой для автора технике шелкографии. Знаменитый художник-мультипликатор, автор бессмертного персонажа Бонифация и сегодня продолжает создавать новые образы. Профессиональная деятельность Сергея Алимова тесно связана с театром – как художник-постановщик он работает над спектаклями для Центрального театра кукол им. С. В. Образцова. Этими двумя сферами не ограничивается круг творческих интересов Алимова. Он знаменитый иллюстратор, автор рисунков более чем к 100 книгам, в ряду которых «Господа Головлёвы» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Приключения барона Мюнхгаузена» Р.Э. Распе и, конечно же, «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Гоголевская тема – одна из основных в творчестве Сергея Алимова. Первые рисунки по Гоголю сделаны к повестям «Нос» и «Портрет» еще в 60-70-х годах прошлого века. Они создавались как разработки к мультипликационным фильмам, которые не были разрешены к постановке. За ними последовали иллюстрации к «Вечерам на хуторе близ Диканьки», «Ревизору», «Женитьбе», «Игрокам». Персонажи, которыми автор увлекся более чем 40 лет назад, до сих пор не дают ему покоя. «Сколько я рисовал Чичикова – в прошлом веке и нынешнем, но я его так и не знаю!», – признается художник, чье отношение к главному герою «Мертвых душ» с годами менялось и углублялось. Первое издание «Мертвых душ» с 15-ю иллюстрациями Алимова вышло в 1971 году, с того момента родилось еще 25 рисунков и появилось увлечение новой техникой – шелкографией. Так появились 40 иллюстраций, выполненных в новой для художника технике. Сергея Алимова давно интересовал этот вид графики, и первые пробы показали, что шелкография дает гораздо больше художественных возможностей, чем рисунок или литография. «Я склонен к остроте, мне нужно, чтобы сразу возникал контраст: экспрессионистский, резкий», – рассказывает художник. «Шелкография дает замечательную глубину черного. Рисунок получается грубоватым – я к этому всегда стремился, не в смысле слова «грубость», а в смысле грубоватости в отношениях черного и белого. Мне хотелось глубины пространства, чтобы хорошо чувствовался карандашный штрих, чтобы была радость рисования». При этом каждый лист после оттиска дорисовывался автором вручную, чтобы добиться желаемой цели – абсолютно органичного слияния текста и графики.

Выбранная художником техника позволяет достичь практически скульптурной рельефности образов. Резкость черно-белого контраста словно бы специально призвана усилить остроту гоголевской иронии, в полной мере раскрывшейся в его типических персонажах: прижимистой Коробочке, разгульном Ноздреве, прожектёрствующем Манилове и, конечно же, пронырливом Чичикове. Художнику удалось проникнуть в самую суть «Мертвых душ», показать глубину характеров. Наверное, поэтому и возникает ощущение, что именно такими на самом деле и были персонажи Гоголя, какими они предстают перед нами в графической поэме Сергея Алимова.

Книга Н. В. Гоголя «Мертвые души» с иллюстрациями С. Алимова выходит ограниченным тиражом в издательстве «Вита Нова».

Выставка продлится с 31.05.2013 по 30.06.2013.

Адрес: Галерея Вересов, Ленинградский проспект, д. 14, стр. 2.