Новости культуры российских регионов
18 мая 2013
Поволжье

Криволучевые утонченные

В минувшие выходные в Нижний Новгород с дружеским визитом приезжал «Город Устинов» из Ижевска.

То есть город Устинов – это и есть Ижевск: в течение весьма краткого исторического мига, с 1984 по 1987 годы индустриальный центр Урала именовался в честь наркома Устинова. И, как бы то ни было, появилось несколько тысяч ижевчан, в чьих паспортах значится несуществующее ныне место рождения. Это стало концептуальной зацепкой для самоназвания арт-группы, спаянной настолько монолитно, что ее родившиеся в 1986 году участники даже не называют журналистам своих имен.

Между тем нижегородского гостя звали Кирилл. Он представил инсталляцию «Моменты-монументы», посвященную микроскульптуре, провел мастер-класс и пояснил скептикам суть творчества арт-группы «Город Устинов».

Материалом для изготовления «монументов» являются обыкновенные спички. Согласно ноу-хау художников, оные нужно поочередно зажигать, и в момент вскипания горючего вещества на спичечной головке, склеивать ее с прочими спичками. Получаются занятные конструкции, напоминающие скрюченных паучков – «утонченные криволучевые композиции», по определению самих художников.

Если руки трясутся от спешки, а мысли заняты чем-то другим помимо «монументов» - краткий миг стыковки частей поймать не удастся. Лишь спокойный, вдумчивый и терпеливый творец будет вознагражден появлением под его пальцами капризных форм в язычках огня.

В общем, искусство изготовления спичечной скульптуры смело можно характеризовать как медитативное и, следовательно, в наш век спешки и стресса всем без исключения полезное, независимо от художественного результата. Как выяснилось, практика создания хрупких структур из подручных материалов – лишь часть большого проекта арт-группы, носящего название «Фабрика свободного времени».

- Это современное народное искусство, создаваемое любым человеком из доступных подручных средств, - рассказал Кирилл.

Между прочим, «Монументы» относятся к стрит-арту – в категории «микро». Да-да, конструкции, к которым и прикоснуться-то боязно, чтобы не рассыпались,  предполагается выставлять на улицу. Но не как, скажем, памятники или фонтаны, а в качестве элементов осознания микропространств:  карнизов, бордюров, укромных уголков двора. Чем не дзенское проникновение в суть мельчайших, мимолетных явлений повседневности!

«Несерьезная» на первый взгляд, деятельность ижевских художников уже получила экспертное одобрение и не раз успешно демонстрировалась на международных форумах современного искусства.