Новости культуры российских регионов
14 мая 2013
Центр

Его образное пространство

Музей имени Крамского представляет творчество театрального художника.

Масштабная ретроспектива творчества человека мира, замечательного  сценографа Юрия Гальперина открылась в залах постоянной экспозиции Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского.  Художник, ушедший из жизни в августе

2011-го после тяжелой болезни, оставил потомкам не только светлую память о себе, но и значительное  творческое наследие.

«Пространства и образы Юрия Гальперина» – это действительно пространство и действительно образы. И – именно его, Юрия Гальперина. Создавались они  в соавторстве с известными режиссерами –  Михаилом Бычковым, Сергеем Женовачем, Леонидом Хейфецем, Адольфом Шапиро, Валерием Саркисовым, Владимиром Ивановым,
Георгием Цхвиравой, Александром Кузиным, Уланбеком Баялиевым, Олегом Рыбкиным, Мариной Глуховской.

Успех в «Маске»

Выпускник художественного факультета Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, Юрий Гальперин начинал карьеру художника-постановщика в театрах юного зрителя Иркутска, Ростова-на-Дону, Воронежа. Позднее
трудился в театрах Москвы, Омска, Самары, Саратова, Уфы, Нижнего Новгорода, Перми, Ярославля, Екатеринбурга, Риги, Таллина – в общей сложности более двадцати лет. Не удивительно, что подоплека такого послужного списка  – музейная…
В экспозиции представлены афиши и фотографии, эскизы декораций и костюмов, макеты и аппликационные композиции спектаклей «Король Лир», «Пучина», «Три сестры», «На дне», «Идиот», «Дядюшкин сон», «Трёхгрошёвая опера», поставленных на
сценах ведущих театров России и за ее пределами. Публика, то есть, имела счастье оценить эти работы. А вот материалы к пьесе Михаила Кузмина «Вторник Мери» впервые «вышли в свет».  Этот, так и не увиденный зрителями спектакль,  Юрий Гальперин делал не только как художник, но и как режиссёр. В первый и последний раз.
Выставка в Крамского построена на материалах из архива семьи сценографа
и воронежского Камерного театра, на сцене которого Юрий Гальперин
совместно с режиссёром Михаилом Бычковым поставил спектакль «Дядюшкин сон», претендовавший на «Золотую маску». В 2001 году «Маску» получила актриса Татьяна Кутихина, создавшая центральный образ в «Дядюшкином сне» – за лучшую женскую роль. 

Архивные папки

Первая персональная выставка Юрия Гальперина  в России датирована ноябрем 2012 года – она работала  в  Москве,  в Театральном музее имени А.А. Бахрушина.  Актриса театра и кино, супруга Юрия Гальперина Тамара Цыганова,  искусствовед, куратор выставки Анаит Оганесян, редактор газеты «Экран и сцена» Екатерина Дмитриевская – эти три женщины сделали все для того, чтобы дар художника тронул людские сердца и после его ухода.

Как рождалась выставка «Пространства и образы Юрия Гальперина»? Анаит Оганесян вспоминала, как они с Екатериной Дмитриевской пришли домой к Тамаре Цыгановой.

– Маленькая квартирка, стенной шкаф – из него  Тамара стала доставать архив: конторские папки формата А 4. Из этих папок «высыпался» вдруг целый мир – пространство, в котором Юра жил, которое он создавал. Вся эта пластика, все движения, цвет, объёмы, идеи…

По мнению Оганесян, выставка в Бахрушинском музее стала открытием не только для зрителей, но и для многих коллег Юрия Гальперина.

– Выставка – с одной стороны, обратная перспектива, позволяющая увидеть то, что было в молодые годы автора, – рассуждала куратор. – Но она же – и перспектива на будущее, для тех, кто будет работать в театре после Гальперина.

 Еще прозвучала мысль: художник не должен выходить на первый план в спектакле. Но то, что зритель видит на сцене, должно казаться совершенно естественным, понятным, доступным. Или – очень увлекательным. Это – задача художника, с которой Гальперин справлялся на «отлично».

От Москвы до Владивостока

Анаит Вачеевна считает, что Юрий Григорьевич был уникальным графиком: «Ему оказались подвластными все графические техники – до такой степени, которую мало кто осиливает». Эскизы костюмов к  «Идиоту», включенные в экспозицию, сделаны, к примеру, в сложной темперной технике. Вечной; в ней даже иконы писались.

– И подобные вещи должны выглядеть на музейных стенах как абсолютно полноценные произведения – образные, передающие душевное состояние автора, вложенное в них, – подчеркнула Оганесян. –  Хочется, чтобы как можно больше людей увидели эту выставку. И поняли цели художника, который всегда говорил, что ему неважно, где делать спектакль: Юрий Григорьевич, работая на территории России от Москвы до Владивостока и за рубежом, перепробовал сцены огромного количества городов и стран. Ему было важно одно: проникнуть в суть того, что происходило в спектакле. Передача этой сущности, а не декорация, которую придумывал художник, была его целью. Гальперин умел анализировать и свою задачу, и ту роль, которая отводится художнику в коллективном труде создателей спектакля.

Куратор отметила: тот самый «Дядюшкин сон», удостоенный «Маски» исполнительницы, увиденный в Воронеже –  одно из самых сильных личных впечатлений о художнике Гальперине. Режиссер Михаил Бычков, выступая на открытии выставки, сделал акцент на том, что «Пространство и образы»  имеют два контекста. 

Музейные надежды

– Один – художественный, эстетический: это серьезная экспозиция в стенах уважаемого музея, – обозначил свой взгляд на вещи Михаил  Владимирович. – С другой стороны, выставка дает возможность вспомнить, восстановить важный отрезок  жизни многих из присутствующих здесь – людей, так или иначе связанных с Юрием Гальпериным, знакомых с ним лично. Кто-то играл в его спектаклях. Кто-то надевал на себя костюмы, созданные по его эскизам. Кто-то эти костюмы шил. Кто-то конструировал декорации и реквизит… У Юрия Гальперина был подлинный авторитет в профессиональных кругах. А если говорить о чисто художественных достоинствах выставки мастера, который нес в мир красоту движением руки, карандаша, кисти, ощущением пространства и цвета, это – настоящая инъекция красоты. Той красоты, которая никогда не устареет, поскольку  опирается на настоящее, глубокое содержание, фантазию, талант. Творчество Юрия Гальперина –  не нафталин, не вчерашний день и не авангард. Этот художник – наш современник, наделенный удивительным зрением и талантом воплощать свое видение. И я думаю, что нашему городу, где состоялась, слава Богу, значительная часть творчества Гальперина,  надо бы задуматься  о том, чтобы  сохранить такое наследие. Иметь в собственном арсенале хотя бы его частицу. Дабы будущие поколения тоже имели бы к этому непосредственное отношение.

Мысль – здравая и своевременная: оставлять в истории труды серьезных  театральных деятелей, связанных с Воронежем – дело благородное и социально-значимое. Их не мало, но и не много – действительно достойных музейного увековечения режиссеров, актеров, художников, чье творческое наследие следует хранить не в кулуарных загашниках, а  на экспозиционных стендах и витринах. Может,  настала пора городу подумать о музее театра? Тем более, что о конкретных планах по его созданию и обустройству уже заявляло руководство Дома актера? Выставки – дело замечательное, но они, при любом зрительском резонансе – разовое явление. Кардинально погоды не сделают, на какие бы сроки не задерживались в выставочных залах. А профильный музей  позволит входить в пространство того или иного мастера в любое, удобное благодарному зрителю (а нехватки таковых в Воронеже не наблюдается), время. Есть, над чем подумать…