Новости культуры российских регионов
13 мая 2013
Поволжье

Вся культура за одну ночь

18 мая в Самаре в очередной раз пройдет акция «Ночь в музее».

В этом году самарцам не придется, как в прошлый раз, выбирать между предложениями множества организаций. Основных точек на карте будет всего три, но уж там можно будет опробовать почти все известные виды культурного досуга.

Танцы с Пиросмани

Действительно, активно конкурировавшие с музеями галереи в этом году, похоже, решили отказаться от подготовки специальной программы к Ночи. Ничего не известно о приготовлениях к акции в Союзе художников, туманно отвечают на вопросы о планах в галерее «Виктория», а в «Арт-центре», видимо, ограничатся тем, что продлят допоздна срок работы стартующей 11 мая выставки «Диалог с техногенной реальностью». На карте остаются три музея.

Самарский художественный музей в этом году не сможет показать посетителям интерьеры знаменитого «Дома с атлантами» (в здании идет реконструкция), но программа ночи от этого не стала менее насыщенной. Заложенную в прошлые годы традицию театрализации и карнавализации музейного досуга продолжит акция «Танцующий музей». Тему фотовыставки «Dance in Vogue из Московского дома фотографии разовьют лучшие хореографические коллективы города. Посетители музея увидят хорегорафические миниатюры в исполнении артистов Самарского театра оперы и балета и двух творческих групп, специализирующихся на современной хорегорафии — «Корпорация швов» и «Сила безмолвия». Дополнят танцевальную линию фрик-пантомимы и живые скульптуры Арт-студии «Пластилиновый дождь». Музыкальную часть программы обеспечат группы  BoomerangQuartet и «Чистый воздух». Кроме того, не стоит забывать о возможности посмотреть основную экспозицию музея и, конечно, привозную выставку знаменитого примитивиста Нико Пиросмани.

Механический Пригов и дети

Самарский литературный музей проводит «Ночь в музее» уже пятый раз. Праздновать этот «юбилей» здесь планируют масштабно. Основная часть программы будет связана с проектом «Мир — текст — музей», поддержанным фондом Владимира Потанина и посвященным новым формам показа современной литературы. На территории музейной усадьбы должно появиться несколько гигантских инсталляций - «поэтических машин». Разработаны они студентами факультета дизайна СГАСУ под руководством архитекторов Евгении Репиной и Сергея Малахова. Предполагается, что в этих машинах все желающие смогут заняться «коллективным производством поэзии» - создавая из подручных материалов тексты в духе концептуализма, «новой искренности», метареализма и других течений русской поэзии последних 30 лет. Участники проекта обещают, что, даже если вы ни разу не слышали слов «концептуализм» или «лианозовская школа», машина объяснит, что это такое, и разбудит в вас внутреннего поэта. Потом и сами машины, и творчество посетителей музея будут использованы при создании итоговой выставки проекта, которая откроется 27 июня.

Посетители музея смогут познакомиться с визуальным творчеством одного из классиков русского концептуализма – Дмитрия Пригова. Его «стихограммы» и видеозаписи перформансов, предоставленные Фондом Дмитрия Пригова, также будут представлены в Литературном музее. Предусмотрены и выступления «живых» поэтов (в музее уверяют, что на территории Усадьбы их будет не менее сотни, не уточняя, каким образом будет достигнут этот результат) и музыкальная программа — основным ее элементом станет выступление авангардной группы Tomato catch up!. Кроме того, обещаны традиционные кинопоказы, видеоарт, перформансы. И, конечно, экскурсии по всем экспозициям музея.

Самарский литературный музей единственный в городе приготовил специальную программу «Ночи музеев» для детей, названную «НеНочь в музее: до 16 строго разрешается!». С 18 до 21.00 юные ценители музейного досуга смогут принять участие в постройке и раскраске картонного города, поучаствовать в веселом уроке французского языка от Альянс Франсез, создать и показать собственный мультфильм с помощью специалистов студии «Печка», посмотреть представление фокусников, обменяться книгами и игрушками.

Новая жизнь

В предыдущие годы музей им. Алабина осознанно старался «идти не в ногу» с другими музеями города (да и страны), проводя «Ночь в музее» в особые даты. В этом году традиция будет нарушена благодаря Музею модерна. Тема акции говорит сама за себя - «новая жизнь». Новая жизнь традиций модерна в Самаре, новая жизнь интерьеров знаменитого особняка Курлиной и его усадьбы.

Воскрешение призраков прошлого будут осуществлять несколько известных в городе художников. Архитектор Дмитрий Храмов с помощью современных видеопроекций впишет в архитектуру особняка Курлиной фасады других знаменитых памятников модерна. Художник Яна Клинк на графических стендах расскажет об истории усадьбы Курлиных и о ее хозяевах. Участники проекта «Звук и экран» - молодые самарские музыканты озвучат знаменитые немые ленты начала ХХ века живой музыкой. Потом музыкальная линия будет продолжена концертами групп Roundelay и Polly Wants.

В подвале особняка можно будет познакомиться с выставкой современного художника Оксаны Стоговой «Чай для двоих или присутствие Павича», в залах – с выставкой первых цветных фотографий дореволюционного времени, сделанных в начале прошлого века любителем Петром Венедисовым. Дополнит программу не первое уже «превью» курируемого Дмитрием Храмовым кафе «Ар-нуво».

Заведующий Музеем модерна Михаил Савченко не раз говорил, что слово «модерн» переводится как «современный», и, похоже, программа акции обещает действительно органичный синтез «духа ушедшей эпохи» с современными технологиями и современным мышлением.

 

Константин Зацепин, зам. директора Самарского художественного музея:

- «Ночь в музее» - яркий бренд, имеющий много поклонников. Люди ждут от этого мероприятия, с одной стороны, яркого шоу, с другой – некой загадки. Ее диктует само пространство музея, оборачивающееся необычной стороной. Название Ночи-2013 – «Танцующий музей». Тему танца задала фотовыставка DANCE IN VOGUE. Нам показалось, что танец – это яркая метафора динамизма современной жизни, которая все больше проникает в восприятие и самого искусства, и музеев. Эта акция - вариант средневекового карнавала. В это время мы, вопреки обыкновению, стараемся не нагружать зрителей обилием смыслов, а общаться с ними в режиме некоего отчасти импровизированного действа.