Новости культуры российских регионов
26 апреля 2013
Поволжье

Чеховский фестиваль в «театральном городе»

Шекспиром в постановке Деклана Доннеллана открылись гастроли Международного фестиваля им. Чехова в Самаре.

Это только начало, в июне привезут иностранные спектакли, но все проблемы подобных проектов в Самаре видны уже сейчас.

Нелюбопытство

Город наш давно живет своей былой славой театрального и не очень соответствует ей в настоящем — это ясно даже большим оптимистам от культуры. На пресс-конференции Чеховского фестиваля в Самаре организаторы — театрально-концертное агентство «ТЕ-Арт-шоу» и дирекция Чеховского - призывали самарских журналистов помогать в распространении информации о гастролях и просвещении зрителя. И вместе с актерами сетовали, что должного интереса у местной публики нет.

Дороговизна доставки оборудования, сложная техническая оснащенность и нелюбопытство зрителя виной тому, что в регионы не везут «гвозди» программы Чеховского-2013, например, гениального канадца Робера Лепажа. «Лепажа? Да хоть завтра, только для этого деньги нужны и воля, а показать можно и на тех площадках, какие у вас есть», - говорит гендиректор фестиваля Валерий Шадрин. И рассказывает, каких бешеных денег ему стоит привезти в Москву бродвейский мюзикл или, например, конный театр «Зингаро» (счет идет на миллионы долларов). «А в регионах две самые большие проблемы — техническое состояние театров и деньги», - заключает г-н Шадрин.

Самарский зритель, как известно, охотно идет в театр посмотреть на медийных лиц, а их в фестивальных спектаклях почти нет. У нас, бьюсь о заклад, и название Международного фестиваля им. Чехова до появления в городе афиш знали только увлеченные театралы, не говоря уже о фамилии Доннеллана. В результате свободные места и на «Буре», и на «Двенадцатой ночи» оставались даже в партере. А между тем это первые масштабные гастроли Чеховского в Самаре, и Доннеллана к нам прежде никогда не привозили. В самарской афише были, наверное, не лучшие спектакли в карьере британского режиссера, но они имеют больше отношения к искусству, чем 90 процентов того театра, который приезжает обычно в Самару. Наш город все больше теряет интерес к качественному театру, и с этим нужно что-то делать. Для начала, конечно, возить и возить спектакли. Здесь стоит поблагодарить руководителя агентства «ТЕ-Арт-шоу» Татьяну Ефремову — мало кто, кроме нее, вообще находит нужным заниматься этим трудоемким и не самым доходным делом. Прокатчики не устают повторять, что серьезные театральные гастроли — проект больше имиджевый, чем коммерческий, и можно им поверить.

Общая забота

С другой стороны, если уж заниматься имиджем, то нужно идти до конца. Вот, например, билеты на Чеховский в Самаре стоят до 2000 рублей. Прекрасно, что 2000 - это потолок, привозной театр нам обычно предлагают гораздо дороже (цены на «Ленком» поднимались до 10 тысяч еще в 2007-м). На этот раз помогло правительство Самарской области (как сообщают официальные аккаунты Чеховского в Самаре, власти предоставили организаторам бесплатные площадки и помогли с рекламой). Но в этой бочке меда есть и свои ложки дегтя. Например, для проверки этих недорогих билетов организаторы наняли охранников с манерами вышибал. Поставленные для двойной проверки билетов, те не потрудились даже выучить схему зала и очень преуспели в том, чтобы испортить зрителям праздник. Кроме того, на Доннеллане оставалось много свободных мест в партере, но, вопреки негласному театральному правилу, на них не пускали зрителей с верхних ярусов. Неизвестно, что подумали об этом городе актеры, любовавшиеся на пустые ложи бенуар и зияющие в партере проплешины, но дело не в них, а в нас. Это, конечно, наша беда — что публики не набралось даже на не такой уж большой зал Драмы. Но в этом (тем более, если речь идет об имиджевом проекте, да еще и при поддержке властей) можно было бы найти свои плюсы. Например, пустить на свободные места студентов и актеров. Студенческие акции устраивают многие авторитетные фестивали, та же «Золотая маска», особенно когда зал не полон «под завязку», как и случилось в Самаре. Нет, я, конечно, в здравом уме и понимаю, что прокатчики не обязаны заниматься благотворительностью. Но состояние культурного поля в этом городе — наша общая забота. И чтобы лет через десять на гастроли Чеховского в Самаре билетов не было за три месяца, как в Москве, нужно что-то делать уже сейчас. Воспитание публики — вопрос отдельный и очень сложный, но очевидно же, что если приучить к хорошему театру, например, студентов, то когда-нибудь, когда они смогут покупать дорогие билеты, аншлаги будут не только на концертах Стаса Михайлова. Как очевидно и то, что город заинтересован в образованных, умных, насмотренных, широко мыслящих актерах и режиссерах — нам с ними жить, в конце концов, да и гастрольную публику без них не сформировать. Так же ясно, что платежеспособный зритель — еще не обязательно хороший. У некоторых лучше бы этой «-способности» не было, потому что бывают у нашей публики выходки пострашнее невыключенных телефонов. Озабоченные здоровым образом жизни и не обеспокоенные собственным хамством тетушки, орущие во время спектакля: «Сигарету у него отбери!» (на сцене среди курящих меж тем и народный артист РФ Игорь Ясулович) — это стыд и срам. В общем, хочется надеяться на совместные усилия всех заинтересованных сторон. И тогда, глядишь, и Лепажа можно будет привезти в Самару (и даже окупить), и зрители после спектакля будут обсуждать искусство, а не тройную проверку билетов и непривычное для театральных завсегдатаев хамство охраны.

Истинный джентльмен 

Чеховский открылся спектаклями, поставленными под эгидой фестиваля британским режиссером Декланом Доннелланом. Англичанин оказался таким, каким и должен быть истинный джентльмен — стильным, аккуратным, обаятельным ... и немного скучным. В его «русской труппе» есть очень хорошие артисты - Игорь Ясулович, Александр Феклистов, Андрей Кузичев и другие. Одетые почти поголовно в современные деловые костюмы, они играют Шекспира в лаконичной сценографии Ника Ормерода под изящное, со вкусом сделанное музыкальное оформление. Музыка особенно важна в «Буре», атмосфера шекспировской сказки держится на ней и на Ясуловиче-Просперо — усталом обиженном волшебнике. «Двенадцатая ночь», ставшая в трактовке Доннеллана комедией меланхолической, построена (как, впрочем, и сама пьеса) на травестии — женские роли здесь играют мужчины. По гамбургскому счету (и в контексте творчества Доннеллана), несмотря на все обаяние простоты и стильность, оба спектакля немного пресны и не во всем удались (особенно в части актерских работ). Но в Самаре этот счет не работает - большое счастье уже то, что к нам наконец-то привезли Доннеллана.

А Чеховский фестиваль еще приедет в Самару в июне, причем со спектаклями из московской программы этого года. Подробнее о них мы расскажем отдельно.

 

Валерий Шадрин, генеральный директор Международного Чеховского фестиваля:

- Чеховский фестиваль все больше становится фестивалем для широкой публики, у него в том числе и просветительские задачи. В какой-то момент мы поняли, что нужно двигаться в регионы. Тормозит нас техническое состояние театров. Все западные труппы требуют дополнительной техники — ее нет не только в Самаре, но и в Москве. Только Гергиев делает сейчас нормальный, современный театр, и то его критикуют, что деньги зря тратит. Но, поймите, театр — да и любое искусство — требует вливаний (от идеи с самоокупаемостью, по-моему, давно отказались). Сейчас мы привезли два спектакля — и три фуры с техникой и людьми. Это дорого.

 

Татьяна Ефремова, президент агентства «ТЕ-Арт-Шоу»:

- Наше агентство имеет большой опыт в организации гастролей российских театров. Но фестиваль — это другая история. Мы пытаемся открыть зрителю новые грани искусства, и в этом процессе должно быть много участников — помимо нас, это власть, коммерческие структуры, СМИ, которые тоже должны быть заинтересованы в том, чтобы объяснить зрителю, что же мы везем. Мне всегда очень больно, когда говорят, что в Москве на Чеховский нет билетов. А у нас нет должного интереса к этим спектаклям. Публика должна постепенно привыкнуть, что мы привозим необычные, сложные для понимания вещи. Для этого потребуется не один год, может быть, два, три или даже десятилетие.