Новости культуры российских регионов
19 апреля 2013
Поволжье

В Новокуйбышевске завершился фестиваль «ПоМост»

После пятидневного театрального марафона можно подвести итоги, отметить недостатки и достоинства, вспомнить о самых ярких спектаклях фестиваля.

 

Опасный Островский

Нас предупреждали, что VI Всероссийский театральный фестиваль «ПоМост» будет насыщенным и богатым на события, однако понять насколько оказалось возможным только находясь внутри него, следуя от спектакля к спектаклю на протяжении всех пяти фестивальных дней апреля. Что же стало самым ярким и запоминающимся как для зрителей, так и для самих участников - театров, приехавших в город Н-ск, город, о котором многие узнали впервые?

Одним из ярких событий фестиваля стал, конечно, спектакль «Гроза» Магнитогорского драматического театра - лауреат «Золотой маски» 2008 года. Уже по пути в Новокуйбышевск спектакль обрастал сплетнями, сначала говорили, что театр везет три тонны декораций, потом четыре, по последней версии масса возросла до 13 тонн, но это, вероятно, с водой. Ведь в спектакле задействован настоящий бассейн. Река и деревянные мостки отражаются в зеркальном потолке, в реке стирают белье, купаются, на берегу под жужжание и укусы комаров происходит объяснение в любви Бориса и Катерины, туда же случайно, а вовсе не специально она и падает в финале. Про спектакль правильнее было бы сказать - по мотивам Островского, поскольку он наполнен дополнительными очаровательными сюжетами, светлым юмором. И Катерина у режиссера Льва Эренбурга никакой не «луч в темном царстве», в этой «Грозе» вообще нет никакой возвышенной любви, все как в жизни, гораздо проще. И в эту жизнь (на сцене) невозможно не влюбиться.

Уже в последний день фестиваля выяснилось, что «группа товарищей» из Новокуйбышевска написала в администрацию города письмо, в котором было сказано, что «Гроза» развращает молодежь. Вероятно пишущих смутили обнаженный торс Тихона в первом акте и купающаяся Варвара во втором. Один из лучших российских спектаклей последних лет оказался не по душе некоторым горожанам...

Еще одним ярким событием стал спектакль Sepia екатеринбургского театра «Провинциальные танцы». Спектакль поставлен по мотивам романа японского писателя Кобо Абэ «Женщина в песках». И женщин, и песка оказалось достаточно. Организаторы только ахали, в один день залили сцену ДК водой, на другой день – засыпали песком. екатеринбургская Sepia в постановке Татьяны Богановой представляет собой ассоциации на тему известного романа. Спектакль с отшлифованным хореографическим рисунком наполнен метафорами, символами, понять которые помогают музыка, сценография и свет. В вертикальной части сценического пространства зритель видит подвешенные прозрачные плоские сосуды, напоминающие по форме амфоры, песочные часы и даже женские фигуры. И на протяжении всего спектакля песок рассыпается, льется и струится словно вода.

 

Разные грани фестиваля

Каждый из фестивальных дней можно было поделить на две части: в вечернее и ночное время шли спектакли для взрослой публики (последний сеанс начинался в половине одиннадцатого вечера), а по утрам в Дом культуры и в Театр юного зрителя собиралась детвора. И вот несколько кукольных спектаклей хотелось бы объединить в единый блок, потому что эти спектакли заслуживают внимания.

Новокуйбышевский театр «Грань» показал рождественскую притчу «Вол и осел при яслях», в которой с маленьким зрителем заводят разговор на такие серьезные темы, как рождение и смерть, любовь и жертвенность. Куклы художницы Алисы Якиманской не надеваются на руку, не управляются нитями: маленькие изящные ангелы, Мария и Иосиф умещаются на ладошке. И дети, затаив дыхание, вслушиваются, вглядываются, пытаются понять. И полная противоположность Новокуйбышевскому - спектакль Пензенского театра кукол «Жили-были» - всем известная сказка про Машеньку и Медведя. И дети даже поначалу разочарованно вздыхают: «Ну что там может быть интересного...». Но интересными оказываются сами куклы, созданные из натуральной кожи, с пуговичками- глазками, интересен спектакль и актерским дуэтом. Вхождение в него начинается незаметно, просто два рабочих сцены достают реквизит и начинают создавать сказку прямо на глазах у детей. И третий спектакль  -   «Просто игра» Глазовского драматического театра драмы «Парафраз», это вообще история ни много ни мало - о сотворении мира. Только удивительно яркая, волшебная с использованием театра теней, марионеток и кукол, которыми управляют никому не видимые, одетые во все черное артисты. Спектакль построен на иллюзии, фокусах, тайну которых зрители пытаются тщетно понять и после окончания представления.

Открытием фестиваля по мнению участников, приехавших в Новокуйбышевск из других городов, и многих самарцев стал и сам театр «Грань» (художественный руководитель Денис Бокурадзе), на «ПоМосте» было показано три спектакля этого театра «Фрекен Ж.юли», кукольный «Вол и осел при яслях» и водевиль «Аз и Ферт». «Это театр со своим собственным стилем», - сказано было за круглым столом в последний день фестиваля. К слову, за пять дней театрального марафона участники - театры из 14 городов России и Украины - не только успели посмотреть на работу коллег, но и договорились о взаимных гастролях. Кроме того, поступили перекрестные приглашения на другие театральные фестивали.