Новости культуры российских регионов
12 апреля 2013
Центр

Хочешь сладких апельсинов?

В выставочном зале на Кирова экспонируется живопись Андрея Балычева.

Широкой известности это имя пока не имеет, но в стане профессионалов его прекрасно знают: молодой художник Андрей  Балычев –  не только ближайшая перспектива, но уже сегодняшний день воронежского изобразительного искусства. В чем убеждает персональная выставка живописца, открывшаяся в выставочном зале на Кирова.

Очень приятно знакомиться с художником, способным уже на первом  «свидании» проявить внятный творческий почерк, авторскую манеру.  Если они – в наличии, насчет потенциала  автора можно не сомневаться.

Удивляться же тому, что  Андрей Балычев, дипломник  Воронежской государственной академии искусств, делает  серьезную  заявку  на  попадание в когорту  больших  мастеров, вряд ли стоит. Его учителем  был незабвенный Андрей    Богачев – лидер воронежской живописи  на протяжении нескольких десятилетий. Отсюда – культура письма, особые отношения с цветом, композиционная взвешенность работ, трудолюбие, наконец.  Также в наставниках  Балычева – Дмитрий Савинков,  художник умный, эрудированный, узнаваемый. Сумма столь мощных  слагаемых просто не может быть отрицательной: как аукнется – так откликнется.

Чем конкретно привлекает творчество Андрея  Балычева?  Впечатляющей демонстрацией  «школьных» навыков и умением  применить их для выражения собственного взгляда на вещи, отношения к ним. Трудно сказать, которая из этих  равновеликих составляющих  авторской «самости» превалирует: тут, по-моему,  паритет. Благословенный баланс. Несмотря на яркую эмоциональность, художник не позволяет эмоции «отрываться» по полной и быть единственным содержанием произведения, вставая во главу угла художественного высказывания. Он прекрасно осведомлен о существовании законов  красоты и гармонии, которым и следует  – неукоснительно.

Посмотришь на картины Андрея – и призадумаешься: не иначе, колористам Божией милостью Всевышний  повелел с особой ответственностью и особым чувством «разрабатывать» какой-то  один цвет.  Как бы упиваться им – в процессе. Вывод, может,  и странный, но он  спровоцирован  выставкой на Кирова: едва ли не через одну работу – «портреты»  ярких, спелых, наверняка сладких апельсинов!

Оранжевый во всей своей сочности и солнечности воспринимается как ноу-хау автора. И если бы мне в рассказе об «апельсиновой» серии Балычева пришлось упомянуть это прилагательное в середине строки – я все равно написала бы его с большой буквы: Оранжевый! Потому что такого богатства этого – не самого, в общем, популярного – цвета,  я  прежде не наблюдала.

– Я и раньше знал, что Андрей Балычев – отличный художник, – любезно поделился впечатлениями от увиденного живописец Евгений Кострюков. – Но эта выставка для меня – открытие.   Просто поражает его видение цвета: как можно соединить ту яркость и насыщенность, которые есть в работах, и лаконичность палитры, отсутствие  какой-либо вычурности?.. Качество, достойное настоящего  художника; Андрей, мне кажется, – замечательное продолжение своего преподавателя, Андрея Владиславовича Богачева. Он, думаю, очень  радовался бы, увидев, в какого мастера вырос его ученик. Если анализировать портреты  – да, хорошо в характере человек работает. Но все-таки именно  натюрморты  впечатляют потрясающей цветопередачей: художник не боится резких контрастов…

Вторая «фишка» Андрея Балычова – подсолнухи. Трудно сказать, что такого «приманчивого» находят художники в этом сельскохозяйственном цветке,  но современниками он любим никак не меньше, чем классиками.

– Я тоже люблю писать подсолнухи, – подтверждает наблюдение  Евгений Кострюков. – Почему? Наверное, потому, что в этом мире – огромной голове-шапке  – много зерен, много будущих жизней. Есть тут определенная философия: всегда хочется изобразить какую-то будущность, развитие, потенциал. Но лично мне, в отличие от Андрея, который пишет подсолнухи в самом, что называется, соку, больше нравится писать сухие, уже созревшие растения. Они сложнее по цвету, они законченные – с ними больше ничего не произойдет…

Ощущение и детализация физического края жизни (не своего, а – как такового) –  признак  настоящего творца, который всегда – философ. Его неизменно  привлекают пограничные состояния.  Впрочем, Андрей Балычев  пока больше любуется  планетой Земля, чем заморачивается ее туманными перспективами: молодость – время безоглядно радоваться всему сущему. Потому-то натюрморты художника –  сама свежесть и аромат; около тех же апельсинов хочется задержаться и «внюхаться» в воздух вокруг картины. Кажется, она способна передать запах оранжевой «натуры»…

Пейзажи  Андрея не настолько, на первый взгляд, эффектны,  как натюрморты. Вроде бы  «стерты», нарочито приглушены. Тут в плане палитры – все спокойнее,  лирическое  напряжение – больше минорно, чем мажорно. Но если не поспешишь, не поленишься задержаться  на минутку-другую  у  пейзажной работы – непременно ощутишь ее щемящую прелесть. Простейший расклад – желтое поле, тучные буренки – отчего-то воспринимается откровением. Конечно, огромную роль играет живописный язык: владеет им никак не архаик прошлых веков. Но – наш современник, на «отлично» усвоивший академическую науку.

Еще один посетитель выставки, характеризуя увиденное, произнес фразу, которой, собственно, я обычно – для себя – оцениваю то или иное произведение. Если  работа притягивает настолько, что хочется оказаться  как бы внутри нее – она состоятельна, имеет художественную ценность.  Будь то стихотворение, песня, картина, кинофильм, спектакль – неважно…