Новости культуры российских регионов
9 апреля 2013
Сибирь

Зверята, ребята, монстры и мэтры

Премьера спектакля Евгения Сытого «Nota bene» состоялась в театре «Ложа» при Кузбасском государственном техническом университете.

Этот театр давно (еще со времен Евгения Гришковца) существует в Кемерове на особом положении. С одной стороны – вроде обычный студенческий театр, с текучкой актерских кадров (кончились студенческие годы – и прощай), с бытованием при студклубе КузГТУ. А с другой стороны, все понимают, что «Ложа» – явление уникальное. Ну, какой еще другой профессиональный театр Кузбасса увенчан такими наградами и фестивальными призами? Чьи артисты регулярно снимаются в кино у известного столичного режиссера? Кого видят на экранах зрители престижных европейских кинофестивалей? Евгения Сытого и Сергея Наседкина, Александра Белкмна и Владимира Коробейникова, актеров театра «Ложа». Такой парадокс, понятно, не может не интриговать, а порой – и раздражать. Тем не менее, я уверена, когда-нибудь мы все будем гордиться тем, что имели возможность видеть на сцене этих артистов, и даже запросто общаться с ними в буфетике театра.

Новая премьера «Ложи» – спектакль, где кроме Наседкина и Сытого занята студенческая молодежь (Маргарита Васильева, Стас Боев, Артем Белов). Он симпатичен тем, что «отцы-основатели», похоже, всерьез озаботились формированием смены и активно вводят ее в свои спектакли. При этом – сохраняя собственную, давно найденную стилистику.

На этот раз режиссер Сытый попытался развить басенную тему, столь удачно воплощенную им в спектакле «Закон природы». Только там речь шла об обитателях сибирской тайги, к которым «по обмену» прислали слона, а тут – о живых людях. Впрочем, тоже весьма условных. Преемственность же этих двух спектаклей заключается в нарочитой дидактичности. «Nota bene» по латыни означает «заметь хорошо», иначе говоря, обрати внимание, запомни. Это знак, который принято ставить на полях «прорабатываемого» текста для лучшего его усвоения. Вот и тут, в спектакле, авторы словно собрали воедино «пометки на полях», которые регулярно делают родители, воспитатели, учителя, обращаясь в ходе воспитательного процесса к молодым и юным. Или – сами эти «молодые и юные», если им придет охота «перечитать» сделанные замечания и собственные «уроки жизни»… Понятно, что в обоих случаях эти комментарии не могут быть свободны от иронического взгляда на вещи.

Вот персонаж Артема Белова размышляет, как нелепо выглядит упавший человек и принимается рассуждать о видах и причинах внезапного падения. При этом он падает поминутно, падает из самых невообразимых поз и по поводу самых неожиданных причин. Например, «тонко чувствующий красоту человек попал в Лувр». Или человек с чутким обонянием – в рыбный магазин. Или встретился много лет спустя со школьным приятелем и узнал, что сосед его, с которым так славно в детстве гоняли в футбол, – пидор. «Не в том смысле, что деньги занял и не отдает, а – натурально!»

Как всегда в «Ложе» парадоксальные повороты сюжета сопровождаются абсолютно реалистическими человеческими реакциями. Впрочем, здесь постановщики порой пытаются сделать наоборот: девушка, мучительно размышляющая над мамиными словами о том, что «у девушки все должно быть аккуратно» (Маргарита Васильева) опутывает себя кусками разной ткани. Чем более по-дурацки выглядит эта обмотка, тем более старательно и «аккуратно» она пытается ее приспособить к себе. Впрочем, такой контраст слова и дела выглядит менее выразительным.

Конечно, кульминация спектакля – это явление на сцену мэтров. Пара Наседкин-Сытый, кажется, филигранно владеет методикой великого артиста Михаила Чехова. Их малейшие движения, их микрореакции на все, что происходит вокруг (даже самое бытовое, обыденное – вроде путешествия в погреб за соленьями и картошкой) настолько выразительны, интересны, точны, что наблюдать за ними – непрекращающееся удовольствие. Комизм этих сцен заключается именно в виртуозной актерской игре, в точной передаче бытовых, обыденных эмоций, знакомых каждому.

А лучшее место спектакля – безусловно, сцена «охраны животных». Банальное, как всякие назидания, рассуждение о том, что «братьев наших меньших» надо беречь и охранять, пока они не занесены в «красную книгу», превращается под руками Сытого – Наседкина – Боева  в искрометное зрелище игрушечной охоты. Персонаж Боева, как расшалившийся пятилетний малыш, не знающий удержу в игре с ошалелыми воспитателями, заставляет их перевоплощаться то в медведей, то в лося с лосенком, то в муравьев, то в пауков… И взрослые дядьки, пугливо и послушно, со всей истовостью, на которую способны, претерпевают эти превращения.

Словом, «Ложа» верна себе. Поколения актеров сменяют друг друга, а зрителям в награду остается «фирменный стиль» театра и выразительная игра его мэтров, по счастью, сохраняющих верность родному городу.