Новости культуры российских регионов
28 марта 2013
Центр

Живописное «Наследство»

В галерее «Нефта» открыта выставка молодых художников двух городов.

Молодость и желание быть оригинальным, выделиться из ряда любым способом – близнецы-братья. Нередко начинающий автор стремится обрести «лица необщее выраженье», прибегая к откровенному эпатажу и единственно им оперируя. По принципу – чем провокативнее, тем лучше. Быстрее запомнится.

Другим путем пошли авторы, объединенные выставкой «Наследство», которая  сегодня работает в художественной галерее «Нефта». Само название отсылает к традиции, которую и демонстрирует экспозиция: память, образы, материальные вещи, переходящие от предыдущих поколений к последующим – содержание вернисажа.

Без авангардистских претензий

Максим Мельников, Максим Плотко, Евгений Кострюков, Юлия Гольцева, Елена Фролова, Александр Оконечников. Первые три автора представляют Воронеж, остальные – Рязань. Четкого разделения, однако, на «наших» и гостей делать не стоит: частично рязанцы – в недалеком прошлом воронежцы. Поскольку окончили здешнее художественное училище.

Из чего состоит живописное «Наследство» означенной шестерки?  И чем характеризуется?

– Это созидательное искусство, которое найдёт отклик в душах разных людей, – уверены организаторы. – В представленных работах нет эпатажа, претензии на авангард, стремления поразить зрителя. Красота изысканных интерьеров соседствует с неповторимой живописностью деревень. Северные пейзажи перекликаются  с уголками среднерусской  природы и притихшей на ветке птичкой, эффектные постановочные натюрморты – с натюрмортами простыми, соединенными с пейзажами. Экспозиция заставляет задуматься о прошлом и будущем: о духовном, историческом, экологическом, культурном наследстве, которое досталось нам и которое мы оставим после себя.

При всем том ребята – очень разные. Для меня номер один в их славной компании – Евгений Кострюков; это, на мой взгляд, уже вполне сложившийся мастер и состоявшийся человек. Хотя педагоги молодых художников, посетившие «Нефту», предпочтений не обнародовали: поздравляли  всех  одинаково доброжелательно.

Плотность творчества

– В изобразительное искусство пришло новое поколение, –  констатировал профессор Владимир Шпаковский. – Много эмоций, много ощущений – в этом авторы выставки  солидарны. И я воочию вижу здесь интересных художников, имена которых – уже марка, бренд. В экспозиции одна работа дополняет другую; такая плотность творчества – и никакого однообразия! Просто творческий подход у художников – общий. Яркий, активный, современный.

Заслуженный художник России Евгений Щеглов был еще более щедр на комплименты.

– Я, будучи преподавателем этих ребят, всегда относился к ним, как к коллегам, – признался Евгений. – Очень дорожу мнением учеников  о своей работе, считаюсь с ним. Приглашаю в мастерскую, прошу откровенно высказываться о том, что они там видят. С Женей мы уже много пленэров проехали,  с Максом Плотко собираемся тесно сотрудничать в будущем – сейчас он стал моим соседом по мастерской, чему я рад.  Нужно же формировать вокруг себя атмосферу, которая будет на пользу творчеству; желательно иметь в окружении людей, мнение которых тебе крайне интересно. Проще работать…

Другой известный художник, Александр Золотых, высказал предположение: видимо, будущее – за групповыми выставками. А его коллега Дмитрий Савинков заметил: отношение к миру с любовью и интересом – то, чего подчас не хватает именитым мастерам. А у авторов «Наследства» это отношение – наличествует.

– На такую выставку, наполненную и яркую,  надо приходить в отсутствие большого количества зрителей, – считает Дмитрий. – Чтобы ходить неспешно одному, вдумчиво рассматривать работы: внимания и осмысления требует каждая из них.

Русское барокко

– Здесь не только есть, на что смотреть – есть, и чему поучиться, – продолжил еще один мэтр, живописец Александр Лавров, также преподававший в свое время науку авторам «Наследия». – Тонкость, цельность, композиция; в каждой работе – все, что нужно для того, чтобы искусство было искусством. Очень симпатичная выставка, по которой действительно хочется ходить одному и долго…

У меня – сходные впечатления: общий уровень – крепкий. Но в любом «ровном» ансамбле всегда выделяешь того, кто стремится выделиться сам – если не  манерой, то, как в нашем случае, темой.

Елена Фролова представила величественные, пышные интерьеры летней резиденции графов Шереметевых. 18-й век, романтическая эпоха. Хватило же смелости браться за сановную помпезность!..

–   Я училась в Москве, и наш преподаватель по истории искусств однажды устроил поездку в усадьбу Кусково, – рассказала предысторию Елена. – Чтобы наглядно увидеть русское барокко. Мне так понравилось увиденное, так меня захватило, что я решила его написать: каждая комната – уникальна, очень красива. А насчет смелости… Там, знаете, атмосфера особая. Камерная, приятная. Усадьба – полностью деревянная, хотя на первый взгляд, благодаря  всяким обманкам, кажется, что  она из камня. Но внутреннее тепло, которое там есть, создает нужное настроение: хочется это запечатлеть, увековечить.

Выставка проработает в течение месяца – времени для того, чтобы оценить молодые таланты,  еще предостаточно.