Новости культуры российских регионов
28 марта 2013
Центр

Системный подход

В Доме актера отметили международный День театра.

Предпочтения театралов – разные, но остроумный капустник любят все. Таковой и показали в воронежском Доме актера накануне международного Дня театра, отметив с его несерьезной  помощью не только почитаемую талантами и поклонниками календарную дату, приходящуюся на 27 марта, но и 150-летие  Константина Сергеевича Станиславского.

Разумеется, юбиляр, создатель  именной бессмертной системы, нарисовался  в тот вечер на сцене собственной персоной. В компании (что тоже  разумеется) Владимира Ивановича Немировича-Данченко. А также – господ-актеров, режиссеров и их смешных помощников. Да что там «мелкие сошки»: сам Антон Павлович Чехов не преминул…

Худрук – не причем

Действо вышло изобретательным, веселым и озорным. Щедрым на сюжетные повороты и их художественные  обоснования. В дело пошли известные истории –  про легендарный провал премьерной  «Чайки» в  Александринке, авторские по этому поводу терзания  и т.п. На сцене работал слаженный  ансамбль, озабоченный пародийным   смакованием театральных – отчасти попсовых – святынь. И кто б ему возражал…

  Спасибо режиссеру – актеру театра драмы им. А. Кольцова Антону Тимофееву, который по совместительству успешно «прикидывался» Немировичем. Может, помогло  постановщику то обстоятельство, что большинство единомышленников – партнеров по капустному спектаклю  – он выбрал из числа молодых «кольцовцев». Со «своими»  людьми договориться проще. Хотя и актеры других театров, ТЮЗа и кукольного «Шута», инородными «телами» никак не выглядели. Наоборот.

В итоге – все сошлось, все получилось. Да еще в динамичном, лаконичном  варианте. Нет ничего хуже, чем затяжная попытка  рассмешить. Сидишь-изнемогаешь, поминутно смотришь на часы и вспоминаешь  афоризм про то, что насильно сделать счастливым нельзя…

Художественный руководитель театра драмы Владимир Петров, говоривший перед началом представления вступительную речь, подчеркнул: то, что дальше произойдет на сцене, он не видел. То есть – театральная молодежь явила полную самодеятельность, с чем мы ее и поздравляем.

Смысл жизни

– Радостно видеть, что людей, которые в театре не работают, гораздо больше, чем работающих там, – Владимир Сергеевич обвел взглядом практически аншлаговый зал. – Это дает надежду на то, что воронежцам интересна театральная жизнь, что им важно понять, куда мы движемся. Надежду на то, что мы работаем недаром. Я чем дальше, тем больше  осознаю, насколько Воронеж  театральный город. Было время – работал в харьковском театре имени Шевченко. И мы, молодые ребята, перед спектаклем смотрели из-за кулис в щелку – сколько человек в зале?  Тринадцать… Четырнадцать… А по норме  – если не набралось шестнадцати зрителей, можно не играть спектакль, вернуть деньги за билеты. И вот мы считаем:  зрителей  – уже пятнадцать!.. Шестнадцать!.. А на сцене – вся труппа; в снежки играем, скачем, песни поем! Любовь там, оркестр сидит…Ужас!  И тут кто-то из актеров сообщает про пятнадцатого-шестнадцатого: «Да это ж ко мне пришли». «Ну, так быстро иди и скажи, чтоб уходили» … И когда я после этого театра приехал в Ригу, по мрачной и долгой, подобной питерской, зиме, где тучи цепляют шпили соборов… И увидел, что на подступах к театру стоит очередь за билетами… В такие минуты сразу понятно, зачем живешь. Почему мучаешься. Почему терпишь такую маленькую зарплату; жизнь обретает смысл. И с этим смыслом я хочу поздравить тех, кто пришел сегодня в Дом актера.

150-летие Станиславского,  поделился Петров, собирались отметить  «молодыми силами» и безотносительно театрального праздника. Но – не  сложилось, о чем сожалений нет. Когда и устраивать торжества по случаю юбилея классика, как не в международный День театра? Ведь то, что сделали Станиславский и его система для русского, да и мирового театра – беспрецедентно…