Новости культуры российских регионов
21 марта 2013
Поволжье

«Сербская мозаика» на самарской сцене

В филармонии прошел второй концерт XI международного фестиваля «Виват, Баян!».

Сербский аккордеонист-виртуоз Боян Йованович со своим трио исполнял русские народные и балканские произведения и рассуждал о музыкальных связях славян.

 

Сербский богатырь

Высокий, могучий, с пробивающейся бородкой Боян Йованович похож на русского богатыря. Только, в отличие от народного героя, его главная сила — в исполнительском мастерстве. В умении исполнять родную балканскую и русскую музыку, находить связи между ними и органично соединять их традиции в одном произведении Йовановичу, похоже, нет равных. Еще до того, как мы успеваем оценить игру серба, он спешит на интервью, заполняя собой помещение и подчиняя собеседника своей харизме и обаянию. Один из первых вопросов - «Что вас, серба, привело в Россию?»

«В Сербии не было академии, а русская музыкальная школа всегда была одной из самых сильных, - признает Боян. - К тому же, мой педагог Радомир Томич, в классе которого я учился в музыкальной школе и училище в родном городе Крагуеваце (Сербия), наполовину русский, получил образование в Москве. Во многом он предопределил мой выбор дальнейшего образования. И в 1990 году я приехал в Академию имени Гнесиных, которая тогда называлась институтом». Йованович увлеченно и усиленно занимался, но, как сам говорит, лишь по окончании академии осознал значение этого периода для себя как музыканта и понял, как много ему еще предстоит изучить.

Проведя много лет в России, музыкант хорошо освоил язык, на котором, как сам признается, теперь уже не только говорит, но и думает. В 2001-м он окончил аспирантуру в классе профессора Фридриха Липса. «Это человек очень широких взглядов, - вспоминает Йованович своего наставника. - Хотя он работает в несколько ином жанре и является приверженцем классической традиции, он поддерживает мое увлечение национальным творчеством. Его широта взглядов достойна уважения».

 

Поворотный момент

Боян участвовал во многих конкурсах и фестивалях. Но главным из них в своей творческой биографии считает Международный конкурс-фестиваль профессионального исполнительского искусства AccoHoliday в 2006 году.

«Конкурс организовывал творческий центр народного артиста Украины Яна Табачника, который позвонил мне лично и пригласил участвовать в фестивале, - рассказывает Боян. - Конечно, это была большая честь для меня. И хотя меня отговаривали скептически настроенные по отношению к конкурсам коллеги, я, а мне в то время было 35, не имел права отказать. Понимая, что это риск, и не догадываясь о последствиях, я все равно поехал. Я выступал в два этапа перед такими мэтрами, как Ришар Гальяно, Юрий Сидоров, Валерий Ковтун и, конечно, Ян Табачник. Они неизменно ставили мне максимально высокие баллы. Я, конечно, играл не настолько идеально, но они простили мне мои недостатки, поддержали как коллегу. Думаю, что они поставили мне высокие оценки авансом с расчетом на то, что в будущем я оправдаю их».

Йованович не любит конкурсов, справедливо полагая, что «музыка — это не спорт»: «Это не агрессивная гонка за призами. В ней неприемлемо состязание, хотя для молодых исполнителей конкурс важен: он стимулирует их к тому, чтобы заниматься».

В Самаре Боян Йованович уже выступал в 2011 году. Тогда на сцене филармонии он солировал в сопровождении оркестра народных инструментов «Виртуозы Самары» под управлением заведующего кафедрой оркестрового дирижирования РАМ имени Гнесиных, профессора Бориса Ворона. «Борис Ворон — мой давний друг. Когда-то он преподавал мне дирижирование. - вспоминает Боян. - Оно трудно мне давалось, поскольку у меня были проблемы с координацией движений. Я никогда не мог представить себе, что буду играть с человеком такого уровня. Тот концерт в Самаре стал одним из самых дорогих для меня выступлений, запомнившимся не только игрой с выдающимися исполнителями, но и доброй хорошей публикой. К счастью, нашлись люди, которые записали концерт и выложили его на YouTube».

 

Наведенные мосты

В этот раз аккордеонист представлял свой новый проект — трио, которое собрал специально для выступления на фестивале, и новую программу «Сербская мозаика». До Самары ее оценили слушатели Кинель-Черкасс, Отрадного, Большой Черниговки и Тольятти.

После интервью Боян поспешил в гримерку и через несколько минут вышел на сцену в рубахе, усилившей его сходство с древнерусским Добрыней. Едва пальцы музыканта пробежали по аккордеону, от былого волнения не осталось и следа. Йованович играл поочередно сербские и русские народные мелодии, песни и хороводы, а также собственные произведения.

Еще до выступления музыкант много говорил о связи сербской и русской культур, мост между которыми Боян, по его словам, наводит во время концерта: «Музыка — данный нам богом магнит, притягивающий русских и сербов друг к другу. Я же как исполнитель выступаю лишь почтальоном, соединяющим разные культуры. Сплачивать сербов и русских мне помогает аккордеон. Это такой же голос народа, как и баян. Так же, как и гусли, дудки, он органичен нашему характеру и после рояля является, пожалуй, единственным инструментом, передающим все многоголосие старинных музыкальных произведений».

На концерте слушатели убедились в справедливости этих слов. Йованович сплетал воедино русские и балканские мелодии. Вторя Бояну, в полном согласии со своим именем Звонко Тучакович выразительно играл на бас-гитаре. Сверкая улыбкой, заставлял петь рояль Ивица Докич. Публика аплодисментами и криками «Браво» показывала, что мосты между культурами наведены успешно.

 

Боян Йованович, баянист, участник фестиваля «Виват, Баян!»:

- Сергей Войтенко как коллега оказал мне большую честь, пригласив на этот фестиваль. Я, конечно, не мог не согласиться. К тому же именно благодаря Сергею я собрал замечательный коллектив, который представляю на фестивале. Мы с музыкантами хорошо подготовились.

 В Сербии очень любят Россию и считают ее родной страной. Поэтому я приехал сюда с большим удовольствием. Ваш город мне очень нравится. У вас милые приветливые жители, отзывчивые слушатели. Кстати, когда мы выступали в области, по глазам слушателей я видел, насколько сильно люди соскучились по родной народной музыке, старым добрым песням. Играть для самарцев для меня не менее отрадно.

 

Елена Татаринова, директор фестиваля «Виват, Баян!»:

- Боян Йованович как музыкант интересен тем, что в своем творчестве он синтезирует традиции родной балканской и русской народной музыки, которую он очень уважает. В отличие от других музыкантов, занимающихся исполнением фольклорных произведений по заученным нотам, сербский баянист привносит в народную музыку свою интерпретацию. Причем в его исполнении в сербских произведениях прослеживаются русские народные мотивы, и наоборот. Хотя ранее Боян уже выступал в Самаре, в этом году в рамках фестиваля «Виват, Баян!» он играл впервые. Йованович дебютировал со своим ансамблем, который собрал специально для выступления на фестивале.