Новости культуры российских регионов
21 марта 2013
Поволжье

Соотечественник Шекспира и потомки Чарли Чаплина

В Самару везут пять спектаклей Международного театрального фестиваля им. Чехова.

Настоящих гастрольных событий в самарской театральной жизни случается немного — от силы одно-два в полгода. После того как в феврале нас посетил театр Адасинского Derevo, ценителей ждет еще один подарок: в апреле-июне приедут спектакли Международного фестиваля им. Чехова. Гастроли организует концертно-театральное агентство «ТЕ Арт-Шоу».

Режиссер-джентльмен

Эстеты журят Чеховский фестиваль, в последние годы увлекшийся коммерческими гастролями. Крупнейший и популярнейший российский форум действительно привозит все больше театра, проходящего по разделу «шоу» (в этом году в московской программе будет даже настоящий бродвейский мюзикл, что само по себе показательно). Однако старейший в стране фестиваль-биеннале, отметивший в прошлом году двадцатилетие, по-прежнему остается одним из самых интересных и качественных. Ему принадлежит честь «открытия» для России многих иностранных режиссеров. Фаворитом последних лет стал потрясающий канадец Робер Лепаж, его новый спектакль («Карты 1: пики») привезут и в этом году, но в регионах, к сожалению, прокатывать не будут.

Региональные проекты Чеховский организует не первый год, а в Самаре был только однажды: в 2010-м, в год юбилея Антона Павловича, к нам привозили «Донку» Даниэле Финци Паски, копродукцию фестиваля и Театро Сунил (Швейцария). В 2013-м Чеховский едет в Воронеж, Санкт-Петербург, Самару, Екатеринбург и Новосибирск. Гастроли начнутся также с копродукций: в апреле в Самаре покажут спектакли британского режиссера Деклана Доннеллана — «Бурю» (20 апреля) и «Двенадцатую ночь» (21 апреля).

Доннеллан — англичанин, ставивший в Лондонском Королевском театре и Королевском Шекспировском театре, лауреат трех премий Лоуренса Оливье, в России известный прежде всего постановками с нашими актерами и в первую очередь копродукциями с Чеховским. Одна из них — выпущенная в 2003-м и объездившая весь мир «Двенадцатая ночь» Шекспира (21 апреля, театр драмы, билеты 1000-2000 рублей).

Этот стильный спектакль — хороший образец театральной манеры Доннеллана: «В постановке использованы все фирменные режиссерские приемы. Тут и летящие полотнища декораций (черные — в первой части спектакля, белые — во второй). И диагональные мизансцены, когда люди напоминают фигурки на шахматной доске. Чуть стебная интонация, смешение временных примет в костюмах персонажей (вполне современные пиджаки, мобильники мирно соседствуют с камзолами и подвязками), песенки из Шекспира соседствуют с русской бардовской про землю-Колыму», - пишет критик Ольга Егошина.

Доннеллан — сдержанный англичанин, режиссер-джентль­мен, делающий изящные спектакли, неуловимое обаяние которых невозможно просчитать и описать. Его «Двенадцатая ночь» - не вполне комедия, в ее воздухе растворены то ли меланхолия, то ли смутное предчувствие катастрофы. Все роли здесь играют мужчины, и дело не в театральных законах времен Шекспира, а в том, что так «дано». Исполняющие роли Виолы (Андрей Кузичев), Оливии (Алексей Дадонов) и Марии (Илья Ильин) актеры не кривляются и не изображают из себя женщин, и в комедии с переодеванием девочки в мальчика такая игра в двойственность кажется само собой разумеющейся. «В «Двенадцатой ночи» они всего лишь исходное условие, о котором довольно быстро забываешь. А чего тут такого уж смешного? Комедии Шекспира (в отличие от трагедий) и впрямь пропитаны андрогинным духом. И полумальчик-полудевочка Вио­ла, влюбляющая в себя разом благородного Орсино и жеманную Оливию, - квинтэссенция этой андрогинности. Может артистка сыграть, а может и артист», - пишет критик Марина Давыдова.

Ну и еще одно, из-за чего стоит идти в кассу за билетами на «Двенадцатую ночь». Сэра Тоби Белча блестяще играет Александр Феклистов, а неунывающего шута Фесте — потрясающий Игорь Ясулович. В спектакле заняты Михаил Жигалов, Дмитрий Щербина и другие.

Ясулович и «Буря»

«Бурей» Донеллана (20 апреля, театр драмы, 1000-2000 рублей) открывался Чеховский в 2011-м. Актерский состав почти тот же, что в «Двенадцатой ночи» - в общем-то, можно говорить уже о «русской труппе» Доннеллана. Волшебник Просперо — прекрасный Игорь Ясулович, впрочем, лишенный сказочного флера. Не чародей, а пожилой интеллигент советской закалки: «Чтобы развеселить себя и гостей, Просперо затевает представление, стилизованное под советскую пастораль: три дюжих тетки, называющие себя Юноной, Церерой и Иридой, загримированы под краснорожих колхозниц и пританцовывают под какую-то советскую попсу в то время, как на экране идут кадры старого кино вроде «Кубанских казаков», - пишет критик Алла Шендерова.

Однако позволяя себе осовременивать классику или отдавать женские роли мужчинам, Доннеллан во всем знает меру и не перегружает спектакли сложно выстроенными концепциями. Его работы всегда легки и просты. Так и с его интерпретацией последней пьесы английского классика, в которой известный шекспировед Алексей Бартошевич видит интимную историю «не об участи человечества, но о грустной судьбе пожилого, нервного и очень чистого душой человека и его прелестной и очень плохо воспитанной дочки».

Судя по рецензиям, особенно удалась британскому режиссеру линия отношений Просперо и его дочери Миранды (Анна Халилулина), в которых есть настоящая любовь и теплота. Особенно в сцене расставания отца с дочерью, когда волшебник готовится покинуть остров и вернуться в Милан, «но можно не сомневаться, что там ему нет места и что он вернется сюда, к нелепому, крикливому рабу Калибану (Александр Феклистов) и преданному духу Ариэлю (Андрей Кузичев)» (Роман Должанский).

Прямиком из Парижа

Программа Чеховского в Москве, конечно, в разы обширнее самарской. Фестиваль пройдет с 19 мая по 14 июля при участии таких театральных звезд, как Сильви Гиллем, Робер Лепаж, Жозеф Надж, приедет бродвейский мюзикл «Фела!», но три спектакля нынешнего Чеховского в июне увидят и самарские зрители.

4 июня на сцене театра оперы и балета сыграют еще один выпущенный  совместно с ино­странцами спектакль Чеховского  — «Синдром Орфея» интересного современного режиссера Владимира Панкова, микст из поэзии, музыки, танца и оперного пения по произведениям Владимира Маяковского и Жана Кокто. Спектакль приедет в Самару сразу после московской премьеры.

13 и 14 июня на сцене Оперы можно будет увидеть внучку Чарли Чаплина Аурелию Тьере в спектакле его дочери Виктории Тьере-Чаплин «Шепот стен», поставленном в жанре нового цирка (компания «Маленькие часы», Франция). Критики в один голос пишут, что на потомках гениального актера природе отдохнуть не удалось. И наконец, 20 и 21 июня в филармонии маленькая английская компания «1927» сыграет     музыкальный спектакль с завораживающим визуальным рядом «Животные и дети занимают улицы».

Что сказать — гора, конечно, придет к Магомету не целиком, за главными событиями нынешнего Чеховского все равно нужно ехать в Москву. Но кое-что привезут и нам.

 

Международный театральный фестиваль им. Чехова организовали в 1992 году Кирилл Лавров, Олег Ефремов и Валерий Шадрин. Антон Павлович в названии вовсе не обозначал тему. Фестиваль поначалу служил попросту «ликбезом»: в Москву хлынул западный театр, о котором до того порой знали только понаслышке – Питер Брук, Джорджо Стрелер, Ариана Мнушкина, Роберт Уилсон… Постепенно зритель насытился «корифеями», и Чеховский «переформатировался», стал привозить национальные театры (японский, бразильский и пр.). Потом увлекся «новым цирком» и современным танцем. Про «корифеев», впрочем, тоже не забывали. Чеховский вырос в мощный фестиваль с большим бюджетом, аншлаговыми залами и послужным списком сделанных совместно с иностранцами проектов.