Новости культуры российских регионов
15 марта 2013
Центр

Преемник «Апостола»

В университетской библиотеке представили православную книгу.

Очередное заседание творческого клуба «Слово и образ», работающего при зональной научной библиотеке ВГУ, посвятили празднику, о существовании которого осведомлены далеко не все россияне. Видимо, по причине его молодости:  День православной книги учрежден недавно – 25 декабря 2009 года. Учредитель ( и инициатор процесса) – священный Синод Русской Православной Церкви.

Отмечался праздник 14 марта. Его, что логично,  приурочили к дате выпуска первой на Руси печатной книги «Апостол» (в авторстве Ивана Фёдорова). Было это – страшно сказать! – в  1564 году.  Не прошло и пяти веков – День православной книги, начиная с 2010 года,  стали праздновать во всех епархиях РПЦ.

Подвижническая работа

В том же 2010-м  День православной книги впервые отметила библиотека ВГУ. Тогда в университетском Музее книги прошли выставки редких и современных православных изданий, традиция которых (выставок) оформилась именно в традицию. Не нарушили ее и в году нынешнем – подготовили для гостей праздника книжную выставку редких и ценных экземпляров  под названием «Русская православная церковь. История духовного образования.  Издания XIX-начала  XXвв.»

Центральным же пунктом мероприятия стала презентация монографии Вадима Колмакова «С Россией в сердце. Дмитрий Скрынченко. История жизни». Автор –  кандидат философских наук, посвятивший свой фундаментальный труд в каком-то смысле коллеге. Известному русскому богослову, публицисту и историку Дмитрию Васильевичу Скрынченко.

Предваряя выступление Вадима Колмакова, священник Андрей Изакар рассказал о книгах, вошедших в праздничную экспозицию. И охарактеризовал не только их, но и грядущие городские мероприятия духовной направленности, где прозвучат богословские произведения, представляющие литературное творчество новомучеников.

Упредил выход на публику Вадима Колмакова и директор библиотеки Аркадий Минаков.

– Так уж получилось, что все предыдущие издания, посвященные Дмитрию Васильевичу Скрынченко, были представлены в нашей библиотеке, – констатировал Аркадий Юрьевич. –  Вадим Борисович проделал огромную, воистину подвижническую работу, направленную, во-первых, на то, чтобы опубликовать публицистическое, мемуарное, философское наследие этого незаурядного человека. Во-вторых – он создал увесистую монографию, посвященную ему.

Рядовой второго эшелона

Как специалист в области истории  русского консерватизма XIX-начала XX веков Аркадий Минаков засвидетельствовал: Дмитрий Васильевич Скрынченко – фигура малоизвестная.

– Открывая  сейчас богатство – философское, публицистическое, историческое, общекультурное  – русских консерваторов в целом, мы признаем: Скрынченко не принадлежит  к первому эшелону этих деятелей. Его имя, конечно,  – не в той «линейке», где стоят имена Карамзина, Леонтьева или Ильина. Что не отменяет данности: Скрынченко – блестящий публицист, великолепный мемуарист, глубокий философ. Тесно, кстати говоря, связанный с историей нашего края: достаточно сказать, что Дмитрий Васильевич – выпускник Воронежской духовной семинарии. И, безусловно, имя этого человека должно занять достойное место в пантеоне российской культуры.  

Вадим Колмаков, следом занявший место оратора, для начала поинтересовался: сколько у него времени? Из чего стало ясно: говорить о Скрынченко и книге, посвященной его жизни и таланту, Вадим Борисович может часами. Но,  уважая  регламент, довольствовался минутами…

– Книга  была написана достаточно быстро – за четыре месяца, – поделился  он техническими частностями процесса. – Но в течение нескольких лет до ее появления  пришлось «начитывать» материал, делать выписки. И размышлять о том, как лучше осуществить задуманное.

Параллели с Бердяевым

Дмитрий Васильевич Скрынченко родился в   1874 году в селе Песковатка Бобровского уезда Воронежской губернии в семье псаломщика. Учился в Задонском, а затем в Воронежском духовных  училищах. Получал знания в стенах Воронежской Духовной семинарии, после чего как лучший ученик был направлен в Казанскую Духовную академию. С 1903-й по 191-й он преподавал в Минской духовной семинарии, в то же время редактировал газету  «Минские епархиальные ведомости». Поныне актуальной остаётся  работа Скрынченко  «Ценность жизни по современно-философскому и христианскому учению» – замечательный образец русской православной богословской мысли.

С 1913-го по 1919-й  Дмитрий Васильевич жил в Киеве, преподавал во II Киевской гимназии. В годы Первой мировой войны  занимал патриотическую позицию, сотрудничал в консервативных киевских газетах. А в конце 1919 года эмигрировал в  Сербию. Обосновался в городе Нови-Сад, преподавал в  тамошней гимназии. Старательно способствовал сохранению русской культуры в эмиграции, печатался в русских и сербских изданиях.

– Годы рождения и смерти (1947) Скрынченко удивительным  образом совпадают с датами  появления на свет и кончины Николая Александровича Бердяева, – говорил Колмаков. – В одной из статей 90-х я вычитал очень интересную мысль Бердяева, которая, видимо, и привела в конечном итоге к тому, чтобы заняться этой историей. Философ писал о том, что страшно было пришествие коммунизма в Россию. Но еще страшней будет выход России из коммунизма. То есть – уход коммунизма из нашей страны. И когда тут начало все рушиться, мне показалось, что возникла потребность в тех людях прошлого, которые могли бы служить примером праведной жизни. Жизни честной, полной боли за Россию. Дмитрий Скрынченко именно таким человеком и являлся.

Что делать?

Вадим Борисович сделал отдельный акцент на украинской проблеме: Скрынченко, живя в Киеве, занимался ею самым активным образом. Вопрос не закрыт посейчас, остается актуальнейшим для России. Хотя все, что мы наблюдаем на эту тему в третьем тысячелетии  – уже проходили. Во времена Скрынченко. И даже раннее.

В смутные дни Февральской революции и гражданской войны Дмитрий Васильевич был вынужден уехать из России.

– Представить себе, что он мог бы остаться в Киеве, сложно, – рассуждал Колмаков. – Потому что очень многих сослуживцев, людей его круга просто-напросто расстреляли красные в 1919 году.  И Скрынченко очутился в Югославии, где продолжил подвижническую деятельность по сохранению русской культуры и русской мысли за рубежом. Явился создателем «Русской матицы» – была такая организация, занимавшаяся поддержанием российского культурного наследия за границей. Он очень быстро выучил сербский язык, преподавал в сербской гимназии и параллельно вел курсы для детей русских эмигрантов. Был, то есть, чрезвычайно деятельным человеком. Общался с митрополитом Антонием, главой Русской зарубежной Православной Церкви, которого знал еще по Казанской духовной семинарии. Когда Дмитрий Васильевич там учился, митрополит был ректором заведения.

Колмаков подчеркивает: готовя книгу, старался не только биографию Скрынченко изложить, дежурно перечислив ее факты.

– Мне пришлось еще проанализировать и богословские работы, чему в книге тоже уделяется достаточное внимание. Поэтому она – не просто повествование в стиле «жизнь замечательных людей». Это еще и попытка теоретического осмысления тех  многочисленных проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня. То, над чем размышлял  Скрынченко, есть реальность нашего дня. Как мы живем? Что надо делать для того, чтобы жить несколько иначе? В ответах на эти и им подобные вопросы – смысл моей работы…