Новости культуры российских регионов
22 февраля 2013
Центр

Зрит в корень

В выставочном зале на Пушкинской – персональная выставка Владимира Петрихина.

Произведение под незамысловатым названием – необязательно простенькое  и уж тем более банальное. Эту прописную истину хорошо иллюстрирует  персональная выставка скульптора Владимира Петрихина «Человек и природа», открывшаяся на днях в выставочном зале Союза художников на Пушкинской.

Зрителю предложено собрание оригинальных скульптур из дерева, компанию которым составили фотографии. Как жанровые, так и запечатлевшие каменные и металлические изваяния в авторстве Петрихина. И если последние  заняли место в экспозиции сообразно основному занятию художника, то контекст, в которой они вплетены, оказался в какой-то мере неожиданным.

В поисках эмоции

Владимир  пояснил, что с фотографией имеет дело недавно. Потому-то раньше не был «замечен» как фотограф, хотя всегда по-хорошему завидовал мастерам, виртуозно владеющим этим искусством. «Зависть» приобрела настолько активные формы, что привела скульптора в фотоклуб «Экспресс». Руководитель  объединения, признанный воронежский мэтр Михаил Вязовой  уже довольно высоко оценивает старания новичка. И даже совместные творческие планы строит.

Во что они выльются – увидим, пока же оценим реальность. Лично мне мало какие фотографии  нравятся, а вот петрихинские – запомнились. Он умеет поймать эмоцию: даже откровенно позирующих людей снимает – а непосредственность, естественность, отраженная на лицах, не убита. Симпатичен и отказ от совсем уж мощного вмешательства компьютера: дело вкуса, конечно, но, по моему восприятию, современные возможности этого гениального прибора «омертвляют» фотографию. Делают ее, может, и красивой, но – бездушной, поверхностной.

Интересно  рассматривать городские пейзажи: автор создал их «по  мотивам» путешествия в Европу. Есть в этих вещах, опять же, нерв, необходимый для того, чтобы передать человеческое отношение фотохудожника к объекту, выбранному для съемки. И все-таки самая «теплая» составляющая выставки – скульптура. К которой найден индивидуальный, скажем так, подход.

В главной роли

Корневая пластика – удел, большей частью, самодеятельного творчества. Люди, только-только осваивающие азы этого эффектного ремесла, обычно стремятся привнести в природные хитросплетения корней как можно больше своего, авторского. Насколько оправдан такой метод  – дает ответ каждый конкретный случай. Но если о системе, тенденции речь вести – Владимир Петрихин выглядит куда предпочтительнее  любителей «редактировать» природу во все тяжкие. Он, разумеется, тоже руку прикладывает к лесным и парковым находкам, но –  бережно, в разумных пределах. Его манера, воспитанная  чувством меры,  позволяет видеть первоисточник в неприкосновенном, скажем так, виде: даже если объект существенно «подправлен» художником,  он так или иначе «проявляет» свои былые формы. Или хотя бы намекает на них.

Владимир работает не только с корнями – с деревом вообще.  Лишь бы оно обладало лица необщим выраженьем, а уж фантазии мастера хватит на то, чтобы это выражение подчеркнуть. Человек и природа – соавторы, получается. Согласно заявке, вынесенной  в название выставки.

Человеческие фигурки  – еще и самые распространенные персонажи «деревянщика»  Петрихина. Часто он делает своих людей беззащитными и наивными, иногда – по-доброму улыбаясь при взгляде на милейшие «модели». Кажется, это едва ли не самая благодатная сфера петрихинского творчества – именно она говорит об авторе так много и хорошо, что рождает желание посмотреть на него, и без того состоявшегося художника, другими глазами.