Новости культуры российских регионов
18 февраля 2013
Поволжье

Учебный театр СГАКИ открылся «Макбетом»

В Самаре появился еще один театр - студенческий, учебный, и значит, нас ждут новые эксперименты, сценические находки и открытия.

Театр, в котором наравне со студентами будут работать профессиональные актеры и режиссеры, с заранее составленным репертуаром, с активной, рвущейся в бой труппой, открылся в Самарской академии культуры и искусств. Шекспировским «Макбетом».

«ЖИВИ!»

Студенты курса доцента Ирины Сидоренко представили пластические ассоциации, рожденные после прочтения пьесы Шекспира. Премьера курсового спектакля состоялась в мае 2012-го, а осенью того же года студенческий «Макбет» стал лауреатом международного театрального фестиваля «ЖИВИ!».

Интерес вызывает уже то, что студенты остановили свой выбор не на гамлетовском «распалась связь времен», не на романтической истории Ромео и Джульетты, а на «Макбете», который начинается словами: «Добро есть зло. Зло есть добро», звучащими из уст ведьм. Интересно и то, что практически одновременно в Самарском театре драмы этой осенью состоялась премьера «Леди Макбет» литовского режиссера Альгирдаса Латенаса. Студенты-актеры такое совпадение объясняют просто: «Что-то, вероятно, витает в атмосфере». «Что-то», притягивающее внимание к теме добра и зла, соблазна властью и нравственных терзаний.

Студенческий «Макбет» говорит на языке пластики. Некоторые сцены даже кажутся самостоятельными хореографическими номерами в стиле contemporary dance (хореограф Юлия Торина). И на языке музыки, которая подобрана в большинстве случаев очень удачно. Музыка звучит постоянно: шотландская народная с солирующей волынкой, под которую танец юношей переходит в бой, в сражение. Камиль Сен-Санс в лирических сценах, музыка Грига, словно сама говорящая за ведьм, и совершенно дикая, режущая, разрывающая пространство музыка Шнитке, передающая муку, сомнения, угрызения и страсть, очень точно подошедшая к сцене диалога супругов Макбетов, в момент, когда и решается судьба - трагедия Ковдорского тана. В сцене пира, сумасшествия звучит танго Пьяццоллы, как и в спектакле Театра драмы.

 

Параллели

Интересно, что два, конечно же, разных спектакля, в том числе и по масштабу постановки, между собой перекликаются в чем-то неуловимом: атмосфере, настроении. Но есть и вполне конкретные параллели: главного героя Макбета в Театре драмы ведьмы опутывают не просто соблазнительными речами, но и вполне реальными веревками-путами, за нити дергает и Леди  Макбет (она же Геката), пытаясь приструнить своих ведьм. В студенческом спектакле также появляются веревки, правда, лишь ближе к финалу, и здесь ведьмы пытаются запутать в них саму Леди Макбет (Диана Жаманкулова).

Плюс еще черный и красный цвета, и немного белого, хотя черная комната и черные одежды исполнителей-студентов в «Макбете» - прием довольно распространенный. Но, вероятно, с Театром драмы объединяет и молодость исполнителей. Невольно обращаешь внимание и на аллегории с куклами и кукловодами. В спектакле драматического театра супруги Макбеты на коронации вдруг обретают пластику марионеток, которых словно дергают за веревочки. А Макбет (Сергей Поздняков) в студенческом театре, выйдя на авансцену, сосредоточенно начинает колдовать с тряпичными куклами-вуду, и мы видим, как на заднем плане разыгрывается целое сражение. Нет отдельного убийства Короля, нет Банко, нет Макдуфа. Но общая мысль ясна.

Студенческий «Макбет» получился эмоциональным, искренним. Хочется отметить и прекрасную пластику студентов вовсе не хореографического, а актерского отделения. Единственное но - в постановке нет внятного финала. После сцены пира и сумасшествия еще какое-то время продолжается движение актеров по сцене. Зритель ожидает момента расплаты главного героя, и если не движения Бирнамского леса, то хотя бы выпрыгнувшего невесть откуда наследника Малькольма. Но, увы, неожиданно уже не герои, а просто актеры - благодушные и отработавшие - выходят к публике со свечами в руках. Театральный штамп, но выглядит эффектно. Отсутствие заключительного аккорда оставляет впечатление незавершенности. С другой стороны, это действие и в афише называется не спектаклем, а всего лишь пластическими ассоциациями.

 

Фестиваль «Театромагия»

В любом случае, учебный театр, открывшийся таким «Макбетом», задает высокую планку. Что же дальше? Каждую субботу, как сказано было на открытии, в шесть часов вечера нас ждут актерские и режиссерские эксперименты. В репертуарном плане учебного театра из ближайшего: музыкальная фантазия по мотивам пьесы Катаева «Квадратура круга», моноспектакль «История о господине Зоммере» Патрика Зюскинда, «Черное молоко» Сигарева, спектакли по пьесам Брехта, Срблянович и Володина. После просмотра – обсуждение спектаклей. Кроме того, полным ходом идет подготовка к новому театральному фестивалю «Театромагия», который этой весной должен впервые пройти в Самарской академии культуры и искусств.

 

Элеонора Куруленко, ректор Самарской государственной академии культуры и искусств:

- Мы ждали этой возможности целых три года. Вы представляете, сколько времени вынашивалась эта идея? И есть надежда, что это действительно будет хороший театр. В Самарской академии культуры и искусств уже три года действует музыкально-филармонический центр «Консерватория», в котором выступают не только студенты академии, но и профессиональные музыканты, вокалисты из Самарской филармонии, из Самарского академического театра оперы и балета.

В академии проходят музыкальные и хореографические фестивали. Фестиваль народного танца имени Геннадия Власенко, в прошлом нашего замечательного профессора, заведующего кафедрой хореографии. Идет фестиваль, посвященный нашему земляку музыканту, композитору Савелию Орлову, который концертировал во многих городах Европы. Существует фестиваль, посвященный эстраде «На крыльях музыки». А в этом году у нас появится еще один фестиваль – «Театромагия», мы получили такую возможность. И надо признать, что без учебного театра, который имеет постоянный репертуар, куда приходят зрители и покупают билеты, театральный фестиваль «Театромагия» был бы просто невозможен.

Многие слышали о новом, довольно амбициозном проекте, который называется Молодежный концертно-театральный комплекс, который будет открыт на улице Куйбышева, 10 - в том самом здании, которое сегодня представляет собой ужасающие развалины, и в Самаре его уже называют «Домом Павлова». В 2015 году там откроет свои двери Молодежный концертно-театральный комплекс. А он может работать только в том случае, если существуют постоянные студенческие коллективы, и не только в нашей академии, но и в других вузах Самары. Потому что Молодежный концертно-театральный центр призван объединить студентов самых разных специальностей.