Новости культуры российских регионов
13 февраля 2013
Сибирь

По яблоку в день

Заслуженная артистка России Марина Дюсьметова отметила свой юбилей бенефисом.

С датами, которые оканчиваются на «3», Марине Дюсьметовой как-то особенно везет – 8 февраля 1953 года она появилась на свет в городе, который назывался тогда Свердловском, в 1973 – м окончила Свердловское театральное училище и была приглашена мастером курса Романом Виндерманом в Свердловский театр кукол, а в 1983-м вслед за ним  и по его зову переехала в Томск. Вместе с семьей - мужем и двумя сыновьями. 13 февраля заслуженная артистка России Марина Дюсьметова на своем творческом вечере отметит сразу несколько юбилеев.

Реставрация абсурда

Отметит, как и подобает актрисе, на сцене театра куклы и актера «Скоморох».

Но она не выйдет - она будет жить на сцене. Сидеть в кресле, чепце и очках и вязать свой бесконечный шарф. И говорить скучным, доведенным до автоматизма голосом обывательницы миссис Смит какие-то банальности про йоргут, картошку, прочую еду. Бессмысленные фразы, как горох, будут сыпаться ей на колени, на стол и под инвалидное кресло, улетать в зал, но не будут попадать в супруга, к которому вроде бы обращена речь, но который делает вид, что не слышит, потому что читает газету. А потом и вовсе фразы рассыплются на отдельные слова, слова - на звуки. Жизнь утратит смысл, когда почувствуешь, что вокруг пустота…

Спектакль «Лысая певица» по пьесе Ионеско был поставлен Романом Виндерманом в 1999 году. Это была одна из последних и, быть может, самая трагическая его постановка. Не о бессмысленности жизни, а о бесценивании жизни, где нет никакой коммуникации, где каждый замкнут на себя и не может, а чаще не хочет слышать другого, вдумываться в смысл его речей, где даже до близкого человека не докричаться, не достучаться, потому что тот отделился газетой от мира, как каменной стеной. Роман Михайлович  ставил абсурдистскую пьесу Эжена Ионеско «Лысая певица» с расчетом на блистательный актерский дуэт – Марину Дюсьметову и Александра Капранова. И этот расчет оправдался. Оба просто купались в своих ролях…

Возможно, спектакль сошел бы со сцены и занял почетное место в пространстве воспоминаний, если бы не огромное желание Марины Викторовны сохранить живым наследие Мастера, учителя, соратника, вернуть к жизни его спектакли. Несколько лет назад она как режиссер восстановила «Лысую певицу», бережно сохраняя рисунок каждой роли. Но время за пределами театра течет с неумолимой быстротой и не учитывать изменившиеся обстоятельства человек театральный не может. В интерпретации Дюсьметовой пьеса Ионеска, быть может, потеряла трагическое звучание, но приобрела другой смысл – нет ничего страшнее серости будней, бессмысленное существование ведет к деградации личности на каком-то молекулярном уровне. И этот приговор миру не менее жесток.

Диалог с Мастером Марина Викторовна не прекращала никогда. Даже когда уходила из театра, созданного им, и играла на сцене ТЮЗа. Многие верные поклонники «Скомороха» воспринимают Дюсьметову как носительницу и хранительницу традиций театра, созданного в Томске Романом Виндерманом. Думается, Марина Викторовна это чувствует и не просто смиренно несет эту ношу, но она старается, чтобы традиции не мумифицировались, а жили.

Стоит вспомнить еще один спектакль Виндермана, который вернулся в репертуар «Скомороха» благодаря настойчивости и душевной твердости Дюсьметовой – «Жаворонок» Ануя. В этот раз Марина Викторовна выступила уже не только как режиссер, но и как педагог.  Она ввела на свою роль и роли других персонажей своих учеников, воспитанников, театральных «детей», которых обучала в Томском колледже культуры.  И то, что сейчас 

Играет роль. Какую роль!

Сколько ж их было, бенефисных спектаклей за 40 лет творческой жизни? «Леди на день» Виктор Шрайман ставил специально на нее. Так же, как когда-то Роман Виндерман - «Мирандолину», Юрий Фридман – «Разговор в семействе штейн об отсутствующем господине фон Гёте».

Валерий Вольховский в роли Альдонсы в «Дон Кихоте» видел только ее, Евгений Лавренчук – одну из ипостасей Анны Карениной, Сергей Столяров – Няньку в «Федоте Стрельце».  И это список «кораблей» далек до середины: в репертуарном листе заслуженной артистки России Марины Дюсьметовой около 90 ролей. А есть еще репертуарный лист режиссера Дюсьметовой, который насчитывает более 30 спектаклей, где она как актриса тоже занята. В чем же секрет ее сценического счастья? 

- Ее ГОЛОС  – сокровище Томска, он – само по себе Явление. Как Такое возникает, для меня загадка, - признается главный режиссер театра куклы и актера «Скоморох» Сергей Столяров.

Этот голос обращает на себя внимание даже тех, кто видит Дюсьметову впервые. «Что это за дивная актриса сидит в углу, у портала? – спрашивал Роман Виктюк своих коллег по жюри прошлой «Маски» во время спектакля «Карлик Нос», где Марина Викторовна играла мать главного героя. Роль не самая яркая, не выигрышная, но, как говорила великая Раневская, нет маленьких ролей… Нет маленьких ролей для настоящих артистов.

Марина,  - говорят близкие друзья и коллеги Дюсьметовой, -  не актриса от корня «акт», точнее не просто актриса, которая действует на сцене, она – артистка, от «арт» – искусства. Она его творит и растворяется в нем. И в Томске ей нет равных в этом искусстве. Такой широты актерского диапазона нет ни у кого. Она блистательно работает с куклой. Как драматическая артистка играет так, что получает «Маски» и первые места в конкурсах.

- Я не могу назвать ее амплуа. Как в площадном, народном театре актер должен был уметь все – крутить сальто-мортале, работать с куклой, участвовать в диалоге, импровизировать, так и Марина может все. В культуре Томска Марина – это звезда. Она блистательно играла травестийные роли, и даже в ее дамах живет озорной мальчишка, вспомните англичанку в мюзикле «Из Пушкина нам что-нибудь». Она потрясающе играла Мармеладову в «Раскольникове», Якобину – в «Самом правдивом», Маргариту в «Было или не было», Миледи в «Трех мушкетерах», - напоминает Валентина Головчинер, профессор ТГПУ, доктор филологических наук, заслуженный работник культуры РФ, театральный критик. –  Марина  Дюсьметова не вошла, а явилась в жизнь театрального Томска – сильно, ярко, крупно Мирандолиной. Известная пьеса Карла Гольдони в решении Виндермана стала творением фантазии, ума, таланта, рук героини.

Актера поддерживают партнеры, а в Мирандолине она одна работала, играла всех. Затурканная работой, у которой нет свободного времени. Она гладит, потом расчесывает парик, и начинает говорить – своим голосом, потом голос идет через микрофон, и магия ее голоса персонифицирует, оживляет ботфорты, штаны, ремни. Они воспринимаются баронами, маркизами, кавалерами… И между ними завязывается безумное соревнование за внимание дамы, спор достигает безумного накала, кажется, сейчас на шпагах передерутся, но… Наступает утро и ее «любовники» не замечают ту, которая прекрасно поет, на гитаре играет, талантливейшей человек. Тема невостребованности возникает с потрясающей силой. При этом весь текст Гольдони точен,  а пьеса получилась с обратным смыслом. У драматурга – женщина третьего сословия в центре внимания дворян, а здесь – никто ее не хочет знать.

...Марине Дюсьметовой не было и шестнадцати, когда она поступила в Свердловское театральное училище. Она вспоминает, что дипломный спектакль сыграла перед рождением первого сына. Могла бы и не играть, диплом бы ей дали все равно, потому что училась хорошо. Но ее главное качество артистки – неистовость, вела ее на сцену. И сейчас все та же преданность сцене делает ее молодой

В спектакле «Леди на день» торговка Энни – Марина Дюсьметова выносит на сцену корзинку яблок.  И заботливо обтирает о подол юбки каждое, прежде чем вручить его своим «покупателям». «Ваши яблочки приносят удачу», твердят одинокой, пьяненькой Энни ее знакомые – полицейский Корни, девицы из заведения мадам Миссури во главе с самой мадам , гангстер Чарли Лючано по прозвищу Красавчик. Может быть, они и знают английскую пословицу: аn apple a day keeps the doctor away - кто яблоко в день съедает, у доктора не бывает. Но покупают яблочки у Энни совсем по другой причине – это завуалированная милостыня. Да и сама Энни это знает. Но для нее яблоки – это повод для общения, повод по-матерински подбодрить Корни, посмеяться с Чарли над его очередной аферой, полюбоваться «кошечками» мадам Миссури.

Марина Дюсьметова и вне сцены умеет быть внимательной к людям, особенно к маленьким людям – детям. Она ходит по больницам и показывает наивные и прелестные детские спектакли. И улыбается, когда малыши начинают разговаривать с ее персонажами.

«Все только начинается…» - говорит Марина Викторона себе всякий раз, когда приступает к новой работе над ролью или спектаклем. Или когда рождает новый театр.  Она – мама театра «Этнос», а совсем недавно создала и воплощает в жизнь уникальный проект – Театр на подушках, театр для зрителей не старше 7 лет. Почему ей удалось? Она знает секрет счастья.