7 февраля 2013, четверг
Рахманиновский зал консерватории
Начало в 19 часов
RUSSLAND.DE,
или Try again
В программе:
Альфред ШНИТКЕ Серенада для ансамбля (1968)
Виктор СУСЛИН Grenzübertritt для альта, виолончели и контрабаса (1990)
Родион ЩЕДРИН Три веселых пьесы для скрипки, виолончели и фортепиано (1997)
Валерий ВОРОНОВ Studies of the Figure in Movement Ascending для ансамбля (2005)
Владимир РАННЕВ Error. Try Again для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано (2010)
Сергей НЕВСКИЙ Blindenalphabet для бас-кларнета, альта, ударных и аккордеона (2007)
Александра ФИЛОНЕНКО Открой дверь, матадор! для голоса и ансамбля (2010)
Ансамбль СТУДИЯ НОВОЙ МУЗЫКИ
Екатерина Кичигина (сопрано)
Дирижер – заслуженный артист России Игорь Дронов
Художественный руководитель – Владимир ТАРНОПОЛЬСКИЙ
XVIII-XIX вв. русской культуры прошли под знаком немецких музыкантов, работающих в России — от Дица и Маурера до Пфицнера и Шерхена. В конце ХХ века, наконец, последовала запоздалый, но мощный ответ: количество русских музыкантов, работающих в Германии сейчас велико, как никогда ранее. Среди них – представители нескольких поколений композиторов. Так, София Губайдулина, Александр Раскатов, Альфред Шнитке, Виктор Суслин принадлежат к старшему поколению, и их творческая манера претерпела мало изменений с переселением в Германию. А вот композиторы следующего поколения, попавшие в Германию совсем молодыми людьми, попытались начать свою творческую жизнь в другой культуре. Насколько они органично в нее вписались, вряд ли может судить русский слушатель, не представляющий себе немецкого контекста. Однако он может составить исчерпывающее представление о том, какие существенные изменения претерпела русская музыкальная парадигма, впитанная на родине – теперь она оказалась встроенной в ту самую национальную школу, которая дала жизнь этой парадигме почти три века назад. Музыка русских авторов в Германии заново актуализирует те смыслы немецкой культуры, которые были размыты процессом глобализации и послевоенной «эстетикой отрицания», не давая иссякнуть тем источникам, которые подпитывали и подпитывают музыкальное творчество вот уже много веков подряд.
Звуковой поток (Klang Stream) — новый масштабный проект ансамбля Студия Новой Музыки, посвященный музыке России и Германии. В последнее десятилетие успешно складывающееся торгово-экономическое сотрудничество несколько оттеснило на задний план сотрудничество в области культуры, по крайней мере, в области серьезной музыки. В речах политиков и бизнесменов наших стран всегда звучат слова о росте товарооборота и развитии энергоэкспорта, но идеи общих культурных ценностей и глубокой взаимосвязи наших культур нечасто удостаиваются даже упоминания. Поэтому, полемизируя с названием смелого российско-германского проекта в области газотранспортировки «Nord Stream», мы назвали наш проект «Klang Stream».
Звуковой поток — это длинный шлейф звуков и смыслов, переходящий из прошлого века в нынешний, в котором только что написанная музыка комментирует и дополняет сочинения 40-50-летней давности. На протяжении всего музыкального сезона прозвучит и музыка крупнейших мастеров Германии, и произведения российских композиторов разных поколений и направлений. При этом каждый концерт посвящен специальной теме.
Год Германии в России 2012/13 проходит под девизом: «Германия и Россия: вместе строим будущее».
С июня 2012 по июнь 2013 года Германия будет представлена по всей России широким спектром проектов, охватывающих политику, экономику, культуру, образование и науку. Год Германии призван укрепить российско-германские партнерские отношения, предложить идеи для решения глобальных вопросов и открыть новые дороги в совместное будущее России и Германии. Организаторами Года Германии 2012/13 являются Гете-Институт, Министерство Иностранных Дел Германии, Восточный комитет германской экономики при поддержке Российско-Германской Внешнеторговой палаты.