Новости культуры российских регионов
16 января 2013
Северо-Запад

О чувстве меры и вкусе

Одной из самых громких премьер сезона в Карелии стала опера «Мадам Баттерфляй» в Музыкальном театре РК.
Ольга Маслова - Чио-Чио-сан, Павел Полянинов – Пинкертон. Фото Натальи Зыковой

Не первый раз появляется это детище итальянского веризма на сцене нашего театра, поскольку, как и пуччиниевская «Богема», она относится к числу любимых опер мирового репертуара. Более ста лет она кочует по оперным сценам разных континентов, и всегда ее ждет безусловный успех, конечно, при условии достойного исполнения.

Нынешний спектакль Музыкального театра Карелии принимается публикой весьма благосклонно. Осуществлен он художественным руководителем оперы, народным артистом России Юрием Александровым и лауреатом нескольких премий Санкт-Петербурга дирижером Сергеем Иньковым, уже немало лет работающих в творческом альянсе.

Спектакль решен довольно традиционно. Александров не относится к числу радикальных новаторов в режиссуре, и это в принципе достойно уважения. В наше время оголтелых режиссерских издевательств над классикой такую позицию можно только приветствовать. Но, видимо, иногда и Александрова, что называется, заносит. Подходя к финишу спектакля, он как будто опомнился, что лишил постановку оригинальности, и решил изменить авторскую концовку оперы, заставив Пинкертона застрелиться.

Невольно хочется спросить – зачем? Опера и без этого дает возможность людям с чувствительной нервной системой поплакать над судьбой героини. Это определено жанром мелодрамы, над которым  усердно потрудились веристы и в литературе, и в музыке. И как следует понимать мотив такого поступка? Он, решивший отнять ребенка у матери, совершив тем самым не только предательство по отношению к ней, но и моральное преступление, хотя это допускалось законами общества, вдруг убивает себя. Он что, сошел с ума? Но это еще не все. Следующий режиссерский трюк просто потрясает: не успел прозвучать выстрел, на сцену на подаренном отцом велосипедике выезжает ребенок и задорно, звонко и долго, проезжая по всей сцене, заразительно смеется… Здесь, по-моему, режиссеру просто изменяет чувство меры и отказывает вкус.

Добрые слова хочется сказать в адрес оформителя сцены – художника Вячеслава Окунева. Как раз он сделал свою работу со вкусом и стильно. Красота пейзажа-фона радует глаз и в зависимости от происходящих событий либо подчеркивает гармонию в душе влюбленной Баттерфляй, либо контрастом, напротив, свидетельствует о холодном равнодушии природы к человеческой трагедии.

Главным персонажем трогательной истории юной японки, конечно же, является Чио-Чио-сан. И не только по замыслу авторов – создателя пьесы Д. Беласко, либреттистов Л. Иллика и Д. Джакоза, но и по воплощению образа солисткой театра Ольгой Масловой. Она органично вошла в эту роль и, как правило, естественно передает все психологические перипетии состояния героини. Свободно владея своим вокалом, она гибко пользуется им в передаче чувств героини. Под стать ей и исполнительница партии Сузуки Евгения Гудкова. Исполнительский тандем Масловой и Гудковой – несомненная удача спектакля.

Третий очень важный персонаж в опере – человек иной культуры, иных жизненных установок Пинкертон. Павел Полянинов драматически делает своего героя вполне адекватным, но вокально его исполнение вызывает сомнение и даже неприятие. Зачем надо постоянно форсировать звук? Более разнообразная и тонкая нюансировка голоса сделала бы образ более интересным. И если он хочет успешно жить в этом спектакле и впредь, наверное, надо кое-что менять.

В целом все-таки хочется отметить вполне достойную работу всех участников спектакля. Несколько огорчил лишь оркестр. Иньков как руководитель коллектива давно зарекомендовал себя с положительной стороны, так в чем же дело? Возможно, это случайная неудача. Посмотрим, хочется надеяться, что это именно так.